Около 10% украинцев готовы сжечь государственный флаг как протест против политики страны – исследование

Дата: 06 July 2017
A+ A- Підписатися

Около 10% украинцев считают правомерным сожжение государственного флага в знак протеста против политики государства.

Об этом свидетельствуют результаты общенационального социологического исследования “Права человека в Украине”, проведенного с 22 октября по 6 ноября Фондом “Демократические инициативы” им. Илька Кучерива и фирмой “Юкрейниан социолоджи сервис” по заказу Программы развития ООН в Украине и в сотрудничестве с ОО “центр информации о правах человека” и Офисом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Подробные результаты исследования были представлены 5 и 6 июля на международной конференции “Права человека в Украине: точка отсчета”, передает корреспондент Центра информации о правах человека.

Одной из задач исследования было оценить, в частности, какую черту готово перейти населения в стремлении защитить свои права и насколько приемлемыми для этих целей будет применение экстраординарных средств. Например, сожжение государственного флага в знак протеста, осуществление самосуда и тому подобное.

В общем экстраординарные способы борьбы за свои права не находят поддержки среди населения. Например, абсолютное большинство опрошенных (79%) считает, что сожжение государственного флага является недопустимой формой протеста против политики государства, тогда как предполагают правомерность таких действий только около 10% опрошенных. Причем значительно решительнее против этого настроены жители Донбасса, Центра и Юга Украины, тогда как относительно наибольшая поддержка правомерности таких действий фиксируется среди жителей Восточного и Западного регионов.

 

В комментариях к результатам исследования отмечается, что вопрос о возможности сжигания государственного флага для проявления протеста против государственной политики показывает много измерений. Оно обсуждается в США уже более 30 лет и стало определенным измерением сторонников широкого понимания свободы слова или консерваторов, которые стремятся ограничить или запретить формы выражения.

В 1984 году во время общеамериканского съезда Республиканской партии в Далласе Грегори Ли Джонсон (тогда член Молодежной революционной коммунистической бригады) участвовал в политической демонстрации, целью которой был протест против политики администрации президента Рональда Рейгана. Во время демонстрации Джонсон развернул американский флаг, облил его нефтью и поджег. Он был приговорен к лишению свободы на один год и штрафа в размере 2000 долларов судом штата Техас. Однако Верховный суд США отменил этот приговор и оправдал его, считая, что это была форма выражения своих взглядов, что защищается Конституцией США. Позже Конгресс США принял закон, устанавливающий ответственность за сожжение государственного флага. В 1990 году Верховный суд США признал этот закон неконституционным. Суд еще несколько раз подтверждал свою позицию о допустимости такой формы протеста в других судебных делах. До сих пор продолжается обсуждение поправки к Конституции США, которая запрещает сожжение государственного флага США. Социологические опросы с 1999 по 2006 годы показывали, что сторонников введения такой ответственности – от 40 до 63% опрошенных, против этого – от 40 до 50% американцев. Общественное мнение постоянно колеблется, однако суд стоит на защите свободы слова. В Европе в большинстве стран это не является правонарушением, хотя есть и страны, где такие действия запрещены и за их совершение установлен определенный штраф.

“Этот вопрос звучал не с целью агитации к сожжению государственного флага или подобных форм протеста. Мы понимаем, что в условиях войны и угрозы существования страны такая форма протеста может восприниматься особенно остро, как такая, которая направлена против факта существования самого государства. Однако это “лакмусовая бумажка” возможности быть толерантным к другому мнению и возможности распространять непопулярные взгляды, поскольку сам факт сожжения флага никогда не наносит прямого вреда. Данные этого опроса есть достаточно красноречивыми, что украинцам, особенно в условиях войны, сложно воспринимать противоположные точки зрения и они склонны к запрету подобных форм протеста, хотя речь шла о протесте против государственной политики, а не к призывам к уничтожению государства, которые, конечно, не приемлемы”, – говорит эксперт Центра информации о правах человека Владимир Яворский.

Также среди населения преобладают негативные оценки такой экстраординарной формы борьбы за свои права, как совершение актов самостоятельной реализации правосудия гражданами (самосуда), хотя касательно этого позиции уже не столь однозначны.

Хотя почти половина опрошенных подчеркнули недопустимость таких действий одновременно около 38% опрошенных считают, что самосуд допустим при определенных обстоятельствах, и еще 12% – что самосуд сегодня вполне оправдан и приемлем. Итак, почти половина украинцев не исключает возможности совершения таких актов.

“Такие результаты являются своеобразным диагнозом судебной системе, доверие к которой остается критически низким. Это особенно опасно в условиях войны, когда уровень толерантности к насилию и так естественно растет. Власть должна продемонстрировать успехи в реформировании суда и реальные сдвиги в защите права каждого на справедливый суд”, – комментирует правозащитница, председатель правления Центра гражданских свобод Александра Матвийчук.

Наивысшим уровень неприятия идеи самосуда среди жителей Донбасса (71% из которых высказались за полную недопустимость таких действий), тогда как в других регионах соответствующая доля различается, составляя примерно половину опрошенных. Зато среди жителей Западного, Восточного и Центрального регионов немного больше, чем в других регионах, доля тех, кто допускает существование обстоятельств, при которых такие действия являются оправданными. Что касается уровня полного принятия допустимости самосуда, то он во всех регионах невысок, хотя и немного больше в Центральном регионе.

 

“Жители Донбасса уже не первый год испытывают на себе последствия войны и распространение применения оружия частью населения в повседневной жизни. Именно поэтому в этом регионе мы можем наблюдать значительно большый процент недопустимости идеи самосуда как средства наказать преступников”, – отмечает научный сотрудник Харьковского института социальных исследований Светлана Щербань.

В этом контексте следует обратиться к результатам опроса относительно средств защиты прав, которые респонденты использовали на практике. Напомним, 8,2% признали, что защищали свои права “собственными действиями, включая использование оружия, если необходимо”, что также может охватывать самосуд. Причем еще больше смущает результат сопоставления оценок эффективности такого способа, ведь уровень его поддержки среди всех опрошенных становит 7,4%, а среди тех, кто прибегал к защите своих прав и эти попытки были удачными, – этот процент вырос вдвое (15,3% ).

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter