Не украинцы, или Как государство дискриминирует крымчан

Дата: 14 June 2017 Автор: Дарья Свиридова
A+ A- Підписатися

Прошло три года от начала аннексии Крыма, и крымчане – кроме российской агрессии, – находятся еще под дискриминационным давлением со стороны Украины.

Несмотря на отдельные положительные шаги со стороны политики Минюста, Уполномоченного Верховной Рады Украины – и мы это, безусловно, отмечаем, – общая тенденция, в первую очередь, исполнительной ветви власти, выражается в принятии дискриминационных постановлений относительно крымчан.

Эти дискриминационные действия мы зафиксировали в документе, готовясь к международному отчету по правам человека – Универсального периодического обзора (УПО).

Одно из таких – постановление Кабинета Министров № 1035, которое всех крымчан – как переселенцев, так и тех, кто остался проживать на полуострове, – лишило права на эвакуацию своего имущества с территории Крыма.

Постановление ограничивает типы и количество социально значимых товаров, которые могут быть вывезены с территории Крыма или ввезены на нее. Так, суммарная стоимость таких товаров не должна превышать эквивалент 10 000 гривен и суммарный вес не должен превышать 50 кг на одного человека. Постановлением также запрещается ввоз и вывоз любых товаров, не включенных в перечень личных вещей, предусмотренного статьей 370 Таможенного кодекса, который состоит из 24 пунктов. Но этот перечень имущества просто смешной и не отвечает требованиям времени и потребностям людей.

Но самое главное – этот кабминовский документ не позволяет защитить имущественные права в рамках украинской юрисдикции. И несмотря на публичные заявления чиновников о необходимости отмены постановления, на многочисленные судебные тяжбы и выигранный в марте 2017 года судебный процесс об отмене этого постановления в суде первой инстанции – до сегодняшнего дня это постановление действовало.

С ОТЧЕТА. 26 сентября 2016 года Одесский окружной административный суд принял решение о признании незаконными действий Херсонского таможенного департамента государственной фискальной службы Украины, касающихся запрета въезда внутренне перемещенных лиц на материковую часть Украины из Крыма на основе того, что их личные вещи не были включены в перечень вещей, разрешенных в соответствии с Постановлением №1035.

Решение суда подчеркивает существование системных проблем и нарушений, вызванных Постановлением № 1035. Оно также дает надежду многим гражданам, которые не могут свободно проходить контрольно-пропускные пункты на границе между полуостровом и материковой частью Украины с личными вещами. Необходимо различать личные вещи, которые человек использует в повседневной жизни, и товары, предназначенные для коммерческих целей или передачи другим лицам. В своем решении суд неоднократно ссылался на нормы Конституции Украины как нормы прямого действия, в том числе на конституционные гарантии права собственности и равенства прав и обязанностей всех граждан.

И лишь 14 июня 2017 года апелляционный административный суд города Киева признал незаконным и недействительным постановление Кабинета Министров № 1035. Поэтому запрет для крымчан вывозить свои вещи не действует! Есть лишь опасения, чтобы правительство не приняло новые постановления,которые усложняли бы жизнь крымчан.

ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ – Почему Украина не пропускает личные вещи крымчан

Другое постановление Кабмина № 367 регулирует порядок пересечения на пункте пропуска с Крымом. Оно так же является дискриминационным – существенно ограничивает свободу передвижения крымчан и иностранцев.

Основания для получения разрешения на въезд изначально не включали в себя мониторинг соблюдения прав человека, оказания юридической помощи или журналистскую деятельность, что существенно ограничило работу в Крыму правозащитников, адвокатов и журналистов, которые не являются гражданами Украины. Поэтому они просто не могли беспрепятственно и законно попасть на оккупированную территорию.

Но кроме препятствий, мы еще и отмечаем принципиальную позицию украинского правительства – оно не хочет ничего менять. И фактически делает невозможным законное попадание на территорию оккупированного Крыма иностранцев. Хотя – кто хочет и игнорирует законодательство Украины – ежедневно беспрепятственно попадает в Крым через Российскую Федерацию.

С ОТЧЕТА. Несмотря на то, что Министерство информационной политики упростило доступ для иностранных журналистов в рамках существующей процедуры (в результате чего 70 иностранных журналистов получили разрешение с момента введения процедуры), зарубежные правозащитники, которые обращаются для получения специального разрешения на въезд в Крым, сталкиваются с значительными проблемами. На практике нужен почти месяц для того, чтобы получить письмо-подтверждение от Министерства иностранных дел Украины, что представляет собой существенное препятствие для осуществления деятельности в области прав человека в Крыму, особенно когда в ней существует срочная необходимость.

Также есть случаи отказа со стороны Государственной миграционной службы Украины в выдаче специальных разрешений для правозащитников на въезд в Крым. Примером такого отказа стал случай российского правозащитника Дмитрия Макарова, который работал с Крымской полевой миссией по правам человека – совместной инициативой украинских и российских правозащитников.

Еще одна важная проблема, на которую правительство закрывает глаза: сегодня граждане Украины, которые по той или иной причине не имеют паспорта или документа, удостоверяющие личность, – фактически не могут выехать с территории оккупированного Крыма через это кабминовское постановление № 367.

Мы зафиксировали за несколько лет десятки случаев, когда гражданам Украины отказывают в доступе на материковую Украину только потому, что у них нет надлежащих документов. Получить такие документы на территории оккупированного Крыма, конечно, невозможно, потому что там не представлены органы власти Украины. Более того – выезд к любому консульству на территории Российской Федерации фактически является административным или уголовным нарушением с точки зрения украинского законодательства и будет наказываться на пересечении пунктов пропуска к материковой части Украины.

Еще одно печально известное постановление Национального банка Украины № 699, которое с ноября 2014 года признало всех крымчан нерезидентами Украины и фактически ограничило доступ к финансовым и банковским услугам. Это постановление действует до сих пор, несмотря на заключение пленума Верховного Суда Украины, в котором говорится о дискриминационности постановления и выходе НБУ за пределы своих полномочий при его принятии.

Это постановление искусственно увеличивает количество внутренне перемещенных лиц из Крыма. Так, чтобы восстановить свой статус резидента и правовых отношений с материковой Украиной крымчане вынуждены искусственно регистрироваться как ВПЛ – это единственная возможность получить доступ к финансовым или банковским услугам. Крымчане, которые постоянно проживают на территории Крыма, вынуждены идти на этот шаг, чтобы реализовать свои права.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОТЧЕТЫ УПО по ссылке ЗДЕСЬ.

Еще одна системная проблема – это документирование лиц с оккупированных территорий. На сегодняшний день, несмотря на выводы экспертов Совета Европы, на нормы международного гуманитарного права и признания факта оккупации – мы до сих пор не признаем информации из документов, которые  устанавливают те или иные факты и выдаются нашим гражданам оккупационными властями в Крыму. Хотя существующая международная практика и гуманитарное право говорят, что страна-оккупант должна документировать лиц с оккупированных территорий.

Поэтому сегодня фактически единственная возможность для крымчан документироваться – получить причитающиеся украинские документы о рождении или смерти на оккупированных территориях – это путь через суд. Впрочем, План действий Национальной стратегии по правам человека говорит, что крымчане так же, как и другие жители Украины, должны получить бесплатный (в отличие от существующего судебного – платного!) доступ к административным услугам по документированию и поддержке своих связей с материковой частью Украины. Но этого сейчас не происходит.

Другое дискриминационное отношение касается пенсионных услуг для жителей оккупированных территорий. Ни один крымчанин не может оформить пенсию, в отличие от других жителей всей Украины, без того, чтобы не предоставлять подтверждение, что он не получает пенсию в Российской Федерации. Напоминаю, что Крым – не является территорией РФ, однако все крымчане вынуждены доказывать факт неполучения пенсии в России для того, чтобы получить свою пенсию как ВПЛ, или крымчанин. И эта проблема сопровождается очень чувствительным вопросом, как предоставлением персональных данных в Российской Федерации.

Другими словами – Пенсионный фонд ввел ложную незаконную практику передачи персональных данных крымчан-ВПЛ, в том числе участников АТО, в органы РФ. В таких представлениях сообщается о месте проживания, другие персональные данные пенсионеров, которые являются ВПЛ и проживают на материковой части Украины. В ответ такое лицо может получить не только справку от Пенсионного фонда РФ – начисляют или не начисляют ему пенсию. А и информацию, например, от ФСБ Российской Федерации, от Следственного комитета РФ и других органов страны-агрессора, которая фактически получает легкий доступ к персональным данным наших граждан.

Чувствительность и риски, с которыми связана передача персональных данных, я даже не буду описывать.

Такая вот системная политика украинского правительства относительно крымчан.

К слову, наши рекомендации в отчете УПО касаются адекватной реакции со стороны Кабмина, Национального банка Украины, украинского правительства в целом, которым ничего, по сути, не стоит внести соответствующие изменения в ряд постановлений, дискриминирующих крымчан. Сегодня даже есть соответствующие наработки, в частности, разработаны неправительственными организациями совместно с Министерством по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.

Но, к сожалению, несогласованность действий между властью фактически не позволяет уже в течение двух лет внести изменения в те документы, которые не соответствуют легитимной цели, и в отношении которых государство до сих пор не аргументировало свою позицию их необходимости. Тем самым мы призываем государство изменить политику в отношении временно оккупированной территории с существующей политики “блокады” на политику лояльности. Фактическая блокада Крыма привела и приводит не только к серьезным нарушениям прав человека, но и является препятствием для будущей реинтеграции полуострова.

Юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека, правозащитница Дарья Свиридова

Альтернативный доклад УПО относительно притеснений крымчан подготовлен коалицией украинских общественных организаций при поддержке Фонда Домов прав человека

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter