“Никогда снова”. Почему повторяются войны и на кого надеяться Украине?

Дата: 27 December 2016 Автор: Эмма Антонюк
A+ A- Підписатися

2017-й год обещает быть насыщенным отношениями ООН и России. В новом году международный трибунал ООН начнет рассмотрение первого иска Украины против России за нарушение конвенции по морскому праву, то есть оккупацию Крыма. Также в 2017-м в ООН начнет свою работу созданный штаб по расследованию военных преступлений в Сирии. Но стоит ли ожидать, что громкие расследования дадут результат, а главное – прекратят российскую агрессию?

Главная задача Организации Объединенных Наций – это укрепление мира и поддержка международной безопасности. Однако за время своего существования (начиная с 1945-го года) ООН не раз теряла контроль над военными конфликтами в разных странах мира. Босния, Молдова, Грузия в разные времена требовали вмешательства мировой элиты, ради сохранения целостности и мира. И это далеко не полный перечень стран, которые оказались один на один с мощной военной опасностью, пока мировая элита в лице международных организаций выражала обеспокоенность и безуспешно пыталась решать милитаристские проблемы в дипломатической плоскости. Последняя трагедия, которая всколыхнула весь мир, – война в Сирии. Разгром Алеппо в Интернете окрестили “геноцидом в прямом эфире”. Пока люди буквально “погибали онлайн”, ООН не смогла ничего сделать, чтобы прекратить беспрецедентное кровопролитие. Украинские пользователи соцсетей все чаще стали задавать вопрос: а если Россия усилит свое присутствие на украинском Востоке, грозит ли это украинцам остаться беззащитными и одинокими перед войсками агрессора? И если ООН не смогла защитить Ближний Восток, под силу ли ей помочь Востоку украинскому?

РУАНДА 1994. ЧЕРНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ООН

Фото forum.giga.ua

Чтобы лучше понимать алгоритм реагирования ООН на военные конфликты, следует обратиться к истории. А именно к трагедии, когда в течение трех месяцев почти миллион человек умерли на глазах у миротворцев ООН, которые послушно выполняли приказ “Не вмешиваться”. Геноцид в Руанде – это первое место по скорости убийств за всю историю ХХ века. Пока племя хуту массово уничтожало племя тутси, весь мир отвернулся, не сделав ничего, чтобы остановить геноцид.

Миротворческая миссия ООН прибыла в Руанду в 1993 году, а уже через год стала свидетелем хладнокровного геноцида. Тогдашний руководитель ООН Кофи Аннан до последнего надеялся разрешить конфликт дипломатическими методами. Получая очередной факс от руководителя миротворцев в Руанде генерала Ромео Даллера, Аннан настаивал, что военные не имеют права потерять хотя бы одного миротворца. Поэтому миссии ООН было приказано не открывать огонь ни при каких обстоятельствах.

Штаб миротворцев насчитывал 2 500 человек и разместился в местной гостинице в Кигали. Им было приказано “избегать любых действий, которые могут вызвать в дальнейшем использование оружия”.

Представитель Красного Креста Филипп Галлард, работавший в то время в Руанде, в интервью телеканалу Frontline говорил, что столицу Руанды Кигали патрулировали вооруженные до зубов миротворцы, которые передвигались по городу группами в составе восьми человек каждая. “Мы шутили, что в Руанде нельзя плюнуть, чтобы не попасть в солдата ООН”, – рассказывал миссионер. Но когда в стране началась кровавая резня, всем стало не до шуток. За несколько дней ООН эвакуировала из Руанды всех иностранцев, дипломатов и миссионеров. Для этого им понадобилась мощная армия из военнослужащих из разных стран. Однако руандийское население никто не защитил.

Гуманитарные работники, которые в то время жили и работали в Руанде, до сих пор не могут сдержать слез, общаясь с международными изданиями. Они убеждены, Руанда осталась без защиты ООН и мировой элиты через заполитизированность Организации Объединенных Наций.

Ни одна страна не могла допустить, чтобы из-за конфликта в Руанде погибали ее военные.

Первоначально, это резко негативно повлияло бы на рейтинги президентов и премьер-министров стран-гигантов, которые занимали свои должности в середине 90-х.

Бывший дипломат Американского посольства в Кигали Лаура Лейн заявила: “Все миротворцы получили приказ не эвакуировать местных руандийцев. Американцы прислали 350 пехотинцев, французы 500 десантников, бельгийцы – 1000. Там была целая армия. Они были там только для того, чтобы спасти своих”. А заместитель командира силами ООН в Руанде Генри Анийодохо рассказал ВВС: “Все, что миротворцы могли сделать, это попытаться поговорить с вооруженными хуту, объяснить им: то, что они затеяли – ошибка, что этого делать нельзя”. Положительных результатов такие “воспитательные работы” не дали. 800 000 человек были убиты в течение всего лишь трех месяцев противостояния.

СИРИЯ 2016: ЗАКОНЧАТСЯ ЛИ ВОЙНЫ?

Руанда не была единственной страной, которой мировое сообщество не смогло помочь. Однако именно она понесла наибольшие потери от неспособности ООН выполнять свою миссию по обеспечению мира на Земле. После трагедии мировые лидеры и дипломаты почти в каждой речи повторяли: “Никогда снова”. Однако к этой фразе, как и к пассажам о “глубокой обеспокоенности”, теперь прибегают все меньше.

Трагедия в Алеппо стала новым вызовом для системы международной безопасности. После вторжения России в Сирию стало понятно: миру нужен предохранитель военных конфликтов, который мог бы эффективно реагировать на крупные войны.

Заместитель министра иностранных дел Елена Зеркаль в одном из интервью Сергею Рахманину отметила, что причина неспособности ООН и мировых лидеров повлиять на ситуацию в Сирии в том, что мировое сообщество отказывается в полной мере признавать ответственность России в массовых убийствах. Между тем обострение конфликта может привести к краху мирового порядка. Модель поведения ООН в очередной раз – это решение конфликта в дипломатической плоскости, а крупные и успешные государства пытаются быть максимально осторожными в своих действиях в отношении России.

 

Это подтверждает и недавно принятая резолюция о создании штаба по расследованию военных преступлений России в Сирии. Ее авторами были не лидеры США, Германии или Франции, а представители Лихтенштейна и Катара. В резолюции говорится о “международном независимом и беспристрастном механизме” во главе с ООН, который будет “собирать, обобщать, хранить и анализировать свидетельства нарушений международного гуманитарного права и нарушений прав человека и готовить документы для облегчения и ускорения справедливых и независимых уголовных процедур”. Однако подобный орган уже был создан для расследования трагедии с Боингом “МН-17”. Обнародованные результаты расследования были отвергнуты Россией, как неубедительные, а российские военные и дальше остались на оккупированных украинских территориях.

РЕФОРМЫ = МИР

Ежегодно американское издание Bloomberg выпускает так называемый “гид пессимиста”, в котором авторитетные журналисты и политологи делают пессимистичные прогнозы относительно развития мира в течение каждого последующего года. В этом году к американской игре с прогнозам мир отнесся с особым вниманием, ведь в 2015-м Bloomberg удалось предсказать победу Трампа на выборах и даже Brexit.

В прогнозах на 2017-й год в издании появилось и упоминание об Украине. По самому пессимистическому сценарию, по мнению Bloomberg, Меркель и Трамп признают власть России над Украиной, Беларусью и Сирией в обмен на сохранение мирового порядка.

Впрочем, украинские эксперты считают такой сценарий нереалистичным. Хотя пассивность ЕС в “украинском вопросе” сомнений уже давно не вызывает.

“Очевидно, что санкции с России не будут сняты до полного восстановления территориальной целостности Украины. Но ожидать именно военной поддержки от ЕС не стоит, поскольку, собственно, кроме сил НАТО, такую поддержку Европейский Союз обеспечить не способен”, – считает президент института исследований общества “Кронос” Алексей Кандюк.

По мнению политолога, открытое наступление Российской Федерации очень маловероятно. “Однако, если это случится, реакция будет, в первую очередь, со стороны США, ведь ООН сегодня не является действенным инструментом урегулирования конфликтов. Единственное, что у нее пока неплохо получается – это давить моральным авторитетом. Однако надежды на ООН возлагать не стоит”, – говорит Кандюк.

По словам эксперта, ООН всегда была платформой для общения мировых лидеров и выполняла миссию своеобразного морального ориентира. То есть механизм, который заложен в ООН, предусматривает консенсус основных мировых гигантов, которые входят в Совбез. Когда такой консенсус есть, или хотя бы нет открытой конфронтации, ООН может действовать эффективно.

Сегодня есть опасность, что ООН не способна отвечать вызовам XXI века.

“С одной стороны массовые убийства, террор, и геноцид происходят в мире с регулярной частотой. Поэтому сегодняшние события мало чем отличаются от идентичных в ХХ веке”, – считает Алексей Кандюк.

По его мнению, сейчас в мире существует две системные опасности: “Во-первых, террор стал частью жизни всех стран мира, включая США в начале века и Европу в 2010-х. И если эти государства не хотят, чтобы он остался с ними навсегда, действовать надо срочно. Во-вторых, сегодня крупные страны, которые, собственно, и являются системообразующими для современного мирового порядка, начали действовать, подрывая этот миропорядок (конечно, это касается, в первую очередь, России). Поэтому существует опасность разрушения мировой безопасности как такой. Если все начинают нарушать правила, то они больше не действуют.

Однако эксперты из числа еврооптимистов не исключают и возможности изменения курса политики ЕС в отношении Украины в лучшую сторону. Это может случиться, если Украина и ЕС начнут разговаривать “на одном языке”. И здесь речь идет не о лингвистических особенностях диалога, а о ментальных и политических ориентирах, которые пока существенно отличаются.

Важнейшие для украинского государства реформы законодатели приняли именно под давлением Европейского Союза. Поэтому реформы стали индикатором для Запада относительно восприятия Украины достойным партнером, с которым можно вести дела. А это значит, что 2017-й может быть как успешным, так и неэффективным для налаживания отношений между Украиной и мировым сообществом. Все зависит от действий власти и общественного запроса на осуществление реформ для обеспечения европейского курса в экономической и правозащитной сферах.

Поэтому, чтобы Украина выработала иммунитет против агрессора, ей следует наращивать собственную военную силу, не полагаясь на помощь с Запада. Но одновременно развиваться как в экономической, так и в ценностной плоскостях, чтобы в случае эскалации конфликта на востоке нашего государства “никогда снова” из уст мировых лидеров имело содержание, когда без этой помощи не обойтись. 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter