Парламент принял еще один закон о предотвращении домашнего насилия

Дата: 07 December 2017
A+ A- Підписатися

Верховная Рада приняла в целом законопроект № 5294 “О предотвращении и противодействии домашнему насилию”.

За закон проголосовали 237 народных депутатов.

Согласно тексту закона, он определяет организационно-правовые основы предотвращения и противодействия домашнему насилию и основные направления реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию.

Закон также определяет понятия, связанные с домашним насилием.

Согласно закону, домашним насилием есть все проявления физического, сексуального, психологического или экономического насилия, совершаемые в семье или между супругами, или людьми, которые живут одной семьей.

К категории физического насилия, в частности, входят нанесения побоев, незаконное лишение свободы и пытки.

Сексуальным насилием считаются любые действия сексуального характера, совершенные в отношении ребенка, а также ко взрослому без его согласия. Кроме того, проявлениями секс-насилия является принуждение к половому акту с третьим лицом и другие нарушения половой свободы и неприкосновенности.

Психологическое насилие, по закону, – это словесные оскорбления, угрозы, запугивание и контроль в репродуктивной сфере, а также действия, повлекшие эмоциональную неуверенность и нанесшие вред психическому здоровью человека.

Экономическое насилие включает запрет или принуждение к труду, препятствование в лечении и реабилитации, а также умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств или документов и тому подобное.

Закон также определяет, как должны действовать государственные органы и институции, чтобы защитить права и интересы пострадавших от такого насилия.

Так, Нацполиция получила право контролировать поведение обидчика, чтобы не допустить повторного насилия, правоохранители также могут следить, чтобы нарушитель придерживался наложенных на него временных ограничений и выполнял определенные обязанности.

Законопроект предусматривает создание Единого государственного реестра случаев домашнего насилия, создание программ для пострадавших и их обидчиков.

Кроме того, органы местного самоуправления должны организовывать социальные услуги, могут их заказывать, принимать участие в подготовке специалистов, которые будут бороться с домашним насилием и определять, какие спецслужбы по поддержке пострадавших нужны региону, обеспечивать их создание и работу.

Органы управления образования должны включить в учебные программы вопросы предотвращения и противодействия домашнему насилию.

Когда педагоги выявили факты домашнего насилия у детей или получили об этом заявления или сообщения, они должны сообщить об этом службу по делам детей и Нацполицию не позднее чем за 1 сутки, организовать работу практического психолога и/или социального педагога с пострадавшими детьми.

Медики должны сообщать местным властям и Нацполиции о повреждениях, которые пациент мог получить из-за домашнего насилия.

А если такой пациент – ребенок – врачи должны позвонить еще и в службу по делам детей.

Законопроект также предусматривает разработку и утверждение стандарта оказания медпомощи пострадавшим вероятно пострадавшим от домашнего насилия, утверждение порядка проведения и документирования результатов медобследования пострадавших.

Общие и специализированные службы поддержки пострадавших лиц должны принимать и рассматривать заявления от пострадавших или их представителей о получении помощи, в частности соцуслуг для лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.

Службы также должны сообщать местные власти и полицию о домашнем насилии в случае, если пострадавший дал на это согласие, кроме случаев совершения насилия в отношении детей и недееспособных лиц или выявления актов насилия криминального характера.

При необходимости такие службы должны предоставлять убежище.

По заявлению пострадавшего или по результатам оценки рисков правоохранитель может делать срочное запрещающее предписание для обидчика сроком до 10 суток.

В законе также есть термин “ограничительное предписание”.

Это одна или несколько мер временного ограничения прав обидчика или возложение на него обязанностей:

запрет совместного пребывания в месте совместного проживания с пострадавшим;

устранение препятствий в пользовании общим имуществом или является частной собственностью пострадавшего;

ограничение общения с пострадавшим ребенком, запрет приближаться на определенное расстояние к месту жительства (пребывания), учебы, работы, других мест частого посещения пострадавшего:

запрет как лично, так и через третьих лиц, разыскивать пострадавшее лицо, если оно по собственному желанию находится в месте, неизвестном обидчику, преследовать его и в любой способ общаться с ним:

запрет вести переписку, телефонные переговоры с пострадавшим лицом или контактировать с ним через другие средства связи как лично, так и через третьи лица.

Это предписание может выносить суд по обращению пострадавшего или его представителя и устанавливать его на период от 1 до 6 месяцев.

Совершение домашнего насилия, невыполнение срочного запретного предписания или несообщение уполномоченным подразделениям органов Нацполиции о месте временного пребывания в случае его вынесения влекут за собой общественные работы на срок от 20 до 40 часов или админарест до 5 суток.

Если нарушитель совершил те же действия повторно в течение года, получит общественные работы от 40 до 60 часов или админарест от 5 до 15 суток.

А если эти действия совершила беременная женщина или человек с инвалидностью I или II группы, такое лицо будет ждать штраф от 3 до 10 необлагаемых минимумов.

Законопроект также предусматривает сотрудничество служб, которые предотвращают и противодействуют домашнему насилию.

По словам народного депутата Ирины Сусловой, нормы, введенные законом, позволят женщинам отстоять свои права в ситуации сексуальных домогательств на работе, и требовать ограничительного предписания по отношению к обидчику.

“Кроме того, при органах исполнительной власти и местном самоуправлении появятся уполномоченные, которые будут противодействовать гендерно обусловленному насилию”,  ̶  объяснила она на своей странице в Facebook.

Вместе с тем Суслова обратила внимание на то, что в повестку дня так и не внесли законопроект №0119 о ратификации Стамбульской конвенции, без которой, по мнению парламентарки, другие законопроекты против домашнего насилия превращаются в “имитацию бурной деятельности”.

Напомним, 6 декабря Верховная Рада Украины во втором чтении приняла законопроект № 4952 “О внесении изменений в некоторые законы Украины в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями”.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter