Три подружки

Дата: 15 October 2015 Автор: Кира Крейдерман , Ульяна Устинова
A+ A- Підписатися

Мы продолжаем публиковать истории людей, которые из-за конфликта на востоке Украины и аннексии Крыма потеряли свои дома, а также тех, кто в сложное время оказался рядом.

Знакомьтесь. На фото – три подруги: Ангелина (слева), Мариам (в центре), Джема (справа). Из-за событий в Украине девченки повзрослели быстрее, но все же остались теми же неугомонными, амбициозными, искренними украинскими подростками.

Джема

Для меня #наша дружба – это что-то важное, я правда не хочу это терять. Я чувствую, что такого давно не было после Луганска. И просто приятно, что есть люди, которым можно позвонить, пообщаться и встретиться.

Что-то в этом термине “ВПЛ” для меня есть не такое легкое, это происходило со мной, это я уехала. Для меня это не звучит так легко, когда говорят “переселенцы”. У меня в Луганске, как раз оставался последний год, и #для меня это был год, в который ты можешь вместить все самое лучшее – я его потеряла.

Я и еще несколько одноклассников пошли в один лицей, в котором мы учимся бесплатно, и директор с нами говорила, хороший такой человек, веселая женщина. Она нам сказала: #”Чтобы не происходило, обращайтесь, я свои куртки буду отдавать, лишь бы вы ходили согретыми”.

#Я бы просто хотела жить. У меня очень мало времени сегодня, я живу далеко, у меня около трех с половиной часов уходит на дорогу. Время летит и мне хочется, чтоб наступило лето, и я могла просто гулять, и просто тратить время чуть-чуть впустую, и да, я хочу поступить в университет.

Ангелина

#Изменился не столько Киев, сколько киевляне. Люди многое пережили за эту зиму, кто-то больше, кто-то меньше, кого-то не затронуло. Сейчас все с ленточками, а в прошлом году ты идешь вечером, у тебя на рюкзаке ленточка, и ты думаешь: не нарваться бы. Или знакомые взрослые собирались и патрулировали Подол. Так приятно и странно, когда люди не потому, что им выгодно, а для того, чтобы помочь друг другу, собирались, кооперировались, без перетягивания одеяла на себя.

В Киеве #дают не мало, а по возможности, больше людей стало приезжать, ресурсы не бесконечны. Бывает, приходят с вопросом “Ну, что мне полагается?”. Я летом работала в одной организации по помощи переселенцам. Мне как-то выносила мозг бабуля, что у нас молодежная одежда, я ей предложила помочь найти определенные вещи, она мне: “Я вижу, что у вас все молодежное”. Я не виновата, что одежду приносит в основном молодежь. Все люди разные, если едут тысячи людей, не будут все эти тысячи такими, чтобы мне понравились, правильно? Можно понять людей, особенно пожилых – сорваться с места, где ты прожил всю жизнь – огромный стресс.

Мариам

Луганск менялся вместе с людьми. Город изменился не только внешне. С этой сиреной начал меняться город.  Здания окрасились в зарисованные, перерисованные флаги России, Украины, на флагах Украины – свастику рисовали, меня это так раздражало. Я ходила с баллончиком и закрашивала эти российские флаги, как только могла. Я не боялась, хотя меня пугали, #я думала: мы же Украина, чего бояться?

Знаковое место – это крыша. Возле “Кристалла”, напротив гостиницы “Луганск”, я туда ходила с подругами, с пятого класса. У нас там были пикники с ночевками. #Когда ты ночуешь, эти звезды… это просто что-то – это мое место. Я когда приехала в Луганск во второй половине октября, оказалась одна, мои подруги – две в Москве, одна во Львове, и я пошла на крышу. А город уже разрушен, не так сильно, но ощущение, что вообще не то. И ты сидишь, а место все равно твое.

С луганчанами меня объединяют общие воспоминания: мы с ними росли, учились, когда-то у нас были общие взгляды, и вообще политику убираем, нам шестнадцать лет – мы не думаем только об этом. Мы #гуляем, как гуляли, мы прогуливаем, учимся, растем, а когда началась эта война, я сразу стала задумываться – а за кого я? А как лучше? Я стала взрослеть.

Моя учительница в новой школе спросила меня: “Что вы в свою Россию не валите? Почему вы не живете в Луганске, почему вы приехали в Киев?”. “Что, простите? Съезди в Луганск, поживи там. У нас там очень хорошо, жарковато, но почему бы и нет”. В школе можно быстро узнать, что это девочка из Луганска, и найдется среди всей массы один человек “зачем приехала?”. #Я приехала в украинский город из украинского города, я так захотела, я захотела здесь поступать, мне нравится этот город.

Для меня достижение – я #веду уроки “Права человека и толерантность” в младших классах школы. Во время урока я поспорила со своей учительницей об определении толерантности, на уроке был директор, и теперь я веду уроки. Я могу детям это преподнести, чтоб они понимали и могли кому-то рассказать. Ко мне подходили родители и говорили: “Мой ребенок стал лучше относиться к своей сестре, ты такая умница”.

%%GALLERY%%

Истории девчонок представлены в рамках выставки “Мое место”, организованной Образовательным центром “Пространство толерантности” и Конгрессом национальных общин при поддержке посольства Королевства Нидерландов. Авторки текстов – Кира Крейдерман и Ульяна Устинова. Фото Даны верстак и фото из семейного архива.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter