Как правительство саботирует Нацстратегию по правам человека

Дата: 13 December 2016 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

Власть полностью выполнила 3 из 15 предусмотренных в этом году в Плане действий Нацстратегии по правам человека мероприятий, касающихся ЛГБТ.

Об этом заявляет правозащитник ЛГБТ центра “Наш мир” Андрей Кравчук. По его словам, почти вся активность представителей правительства сводится к тому, чтобы избежать каких-либо упоминаний о сексуальной ориентации и гендерной идентичности в правительственных документах.

“Мы получили от Министерства здравоохранения ответ об отмене донорства крови для гомосексуалов. Там квалифицированно разъясняется, что на самом деле это группа риска, среди которых инфицирование ВИЧ-инфекцией значительно выше. Поэтому для них это является основанием для сохранения такого запрета. Мы не можем согласиться с этим. Он касается только мужчин. Но почему гомосексуальные женщины не могут быть донорами крови, разъяснения не было”, – говорит он и добавляет, что в его общественной организации готовы к компромиссам, но если они будут разумно обоснованными и не базироваться на предубеждениях.

Андрей Кравчук также сообщил, что МВД отказывается воплощать меры так, как это сформулировано в Нацстратегии по правам человека. В ведомстве готовы внести изменения только в ст. 67 Уголовного кодекса Украины.

“Особенно не хотят вносить изменения в те статьи Уголовного кодекса, которые касаются наказания за преступления ненависти. Мы не можем с этим согласиться, потому что это нарушает основы уголовного законодательства. В этих статьях должны быть квалифицирующие признаки нетерпимости по мотивам сексуальной ориентации, гендерной идентичности и других признаков. Этот перечень должен быть закрытым, чтобы не допустить злоупотреблений”, – комментирует Андрей Кравчук. Правительство так и не рассмотрело в 2016 году законопроект, который должен внести эти изменения в Уголовный кодекс.

В годовом отчете мониторинга имплементации Нацстратегии рекомендуется власти в максимально сжатые сроки внести изменения в Уголовный кодекс. Они должны учитывать наказания за преступления по мотивам нетерпимости по признакам расы, цвета кожи, национальной или этнической принадлежности, языка, религиозных убеждений, сексуальной
ориентации, гендерной идентичности. Эти признаки должны быть прямо указаны в Уголовном кодексе как отягчающие наказание, а суд обязан учитывать мотив совершения преступлений как отягчающее обстоятельство.

“Должны быть криминализированы умышленные действия, направленные на разжигание вражды и ненависти, оскорбление чувств граждан, унижение чести и достоинства граждан по перечисленным выше признакам”, – убеждены авторы отчета.

Кроме этого, Министерство юстиции отказывается вносить изменения в закон “О принципах предотвращения дискриминации в Украине”. По словам Андрея Кравчука, в ведомстве считают, что из-за безусловного запрета дискриминации по этим признакам только в трудовом законодательстве стран ЕС, то этого было уже достигнуто и в украинском законодательстве.

 

“Это абсурдно, потому что эти признаки упоминаются в Плане действий. Какой был смысл правительства вносить эти признаки, если это уже сделано?”, – интересуется он.

Правозащитник также отмечает, если определенный признак не упомянут в законе, можно быть уверенным, украинское судопроизводство не будет на него обращать внимание.

“Есть прецендентное решение Конституционного суда по признаку возраста, который не был упомянут в Конституции. В нем черным по белому написано, что этот признак не защищается от дискриминации. Поэтому мы считаем, что важно упомянуть прямым текстом сексуальную ориентацию, гендерную идентичность или транссексуальность в законе “Основы и предотвращение дискриминации в Украине”, – настаивает Андрей Кравчук.

Он убежден, если сейчас не вводить антидискриминационные нормы в украинское законодательство, это приведет к большому конфликту Украины с современным западным миром, в который она хочет интегрироваться.

“Хотите или не хотите, но это придется делать. И чем скорее это будет сделано, тем лучше для всех и для украинского общества в целом”, – убежден правозащитник.

Государственные органы много своих усилий направляют, чтобы объяснить, почему они не могут выполнять План действий в части предотвращения дискриминации. Об опыте живого общения с государственными служащими рассказывает Ирина Федорович, сопредседатель коалиции противодействия дискриминации.

В качестве примера она привела декабрьскую встречу норвежских экспертов и украинских следователей.

“На встрече было 50 полицейских и 25 следователей со всей Украины, которые по приказу Национальной полиции Украины должны присматривать за расследованием преступлений на почве ненависти в каждом регионе. Они потратили три часа времени норвежских полицейских, которые расследуют преступления на почве ненависти, чтобы объяснить, почему в Украине нельзя и
не нужно расследовать такие преступления”, – рассказывает она.

Ирина Федорович также сообщила, что Национальная полиция провалила мероприятие Национальной стратегии, когда она обязана была разместить в своих отделениях информационные плакаты о преступлениях на почве ненависти.

“Это нужно было, чтобы человек, придя в отделение, ознакомился с видами таких преступлений и захотела заявить о них”, – объясняет она.

По ее словам, поскольку Национальная полиция недофинансируется, то общественность нашла донора, который покрыл расходы на выполнение этого мероприятия Нацстратегии.

“Мы потратили четыре месяца, бегая за Национальной полицией, пытаясь согласовать пять плакатов. А когда мы их напечатать, Нацполиция во все области направила телеграмму об обязательствах разместить плакаты. В регионах все на ушах, потому что не понимали, что это за плакаты и где их взять. А плакаты посылаем мы курьерской службой за счет донора. Но полицейские участки отказывались принимать их от курьеров, потому что у них не было приказа о получении плакатов. У них была только телеграмма об их размещении”, – вспоминает Ирина Федорович и добавляет, что эти примеры иллюстрируют подход украинской власти к выполнению Нацстратегии по правам человека.

Она убеждена, что выполнение этого стратегического документа показывает, что необходимо менять систему работы государственных органов.

“Мы можем еще подробнее прописать План действий, прописать лучшие индикаторы в нем, добиться, чтобы этот общий план был переделан в виде плана для каждого министерства. Но если нет общего понимания, что определенные принципы прав человека, как, например, принцип недискриминации является базовой основой ежедневной работы, мы дальше никуда не двинемся”, – резюмирует правозащитница.

Национальная стратегия в области прав человека – это системный документ, призванный интегрировать ценности прав человека в разных сферах государственной политики. Документ утвердил президент Украины Петр Порошенко своим указом от 25 августа 2015 №501/2015. 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter