Настанет ли конец карательной психиатрии в Украине

Дата: 22 June 2017 Автор: Татьяна Курманова
A+ A- Підписатися

Почти 4% населения Украины находятся под наблюдением врачей-психиатров.

На деле, говорят специалисты, их гораздо больше.

При этом Украина остается одной из немногих стран, в которых лица, лишенные дееспособности, не имеют доступа к правосудию. Их судьба зависит лишь от совести опекунов и попечителей.

Люди не могут ни оспорить в суде свой диагноз, ни потребовать независимой экспертизы.

Такое положение рождает десятки схем, когда неугодного человека могут упрятать в интернаты и/или лишить имущества.

Как же им из заложников системы стать полноценными членами общества?

                               ЖЕРТВЫ СИСТЕМЫ

В Украине – 62 психиатрических больницы, 22 психодиспансера, 33 наркологических диспансера. Почти 2 млн людей, признанных психически больными. Четверть миллиона из них получили инвалидность в связи с болезнью психики.

Журналист Дмитрий Бакаев больше пяти лет пишет о Великорыбальском психоневрологическом интернате в Одесской области (150 км от Одессы).

Его материалы шокируют неискушенного читателя: не поверишь, что все это может происходить в 21 веке: тифозные бараки, горы мусора, замерзшая в поле пациентка…

И хотя после публикаций и визитов мониторов Национального превентивного механизма удалось добиться смены руководства интерната и некоторых изменений в жизни подопечных, автору поступают звонки с угрозами и запретами.

Правозащитники часто получают жалобы о нарушениях прав человека в психиатрических учреждениях.

Среди них: незаконное помещение в психиатрическую больницу в целях лишения имущества, неправомерное лишение дееспособности, причинение вреда здоровью, ненадлежащих условиях содержания.

ЗАКОН УСТАРЕЛ

Права психически нездоровых людей призван защитить закон “О психиатрической помощи”, однако он не менялся 17 лет.

Для своего времени закон был передовым, но изменения к нему уже давно назрели, говорит Владимир Шурдук, врач-психиатр, эксперт судебно-психатрической экспертизы, главный консультант секретариата Уполномоченного ВРУ по правам человека.

Закон, принятый в 2000-м году, был создан по законодательным образцам, но на сегодня он требует внесения изменений и дополнений в связи с новыми формами психиатрических услуг, актуальными видами оказания психиатрической помощи.

Речь идет о нестационарной нетрадиционной амбулаторной психиатрической помощи, альтернативных формах психиатрических услуг, например, поддерживающее проживание для людей с хроническими психическими расстройствами и другое, изменения по госпитализации недееспособных людей“, – говорит Шурдук.

С 2000 года украинцы выиграли несколько дел в ЕСПЧ, доказав, что в стране существующие законодательные нормы направлены на ограничение прав пациента, а не на его защиту.

Так, например, человек, признанный недееспособным, не может самостоятельно обратиться в суд о пересмотре решения о принудительном содержании в психиатрическом учреждении. Не может и рассчитывать на независимую психиатрическую экспертизу. Не может подать в суд, чтобы восстановить свою дееспособность.

Кроме того, сейчас опекун лица, признанного недееспособным, имеет право давать согласие на его стерилизацию (эту 281 статью рекомендовал отменить в 2015 году и Комитет ООН по правам инвалидов).

Судебный контроль над госпитализацией недееспособных лиц в психиатрическое учреждение стал основой и для представления Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека. Конституционный суд признал ст. 13 Закона Украины “О психиатрической помощи” неконституционной и обязал привести законодательство Украины в соответствие со своим решением.

Большинство профильных международных институций рекомендуют Украине привести отечественное законодательство к международным стандартам оказания психиатрической помощи.

  ЧТО ДАЛЬШЕ

Специалисты говорят, что законодательство Украины о предоставлении психиатрической помощи необходимо приводить в соответствие с международными нормами и европейской практикой как можно скорее. Ведь сейчас Украина один за одним проигрывает дела в Европейском суде по правам человека (например, дело “Анатолий Руденко против Украины”, “Наталья Михайленко против Украины” и др.)

Профильный комитет ВРУ несколько лет обрабатывал изменения в законодательство, которые должны реально изменить ситуацию: проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предоставления психиатрической помощи (№4449 от 15.04.2016) и проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (№1242 от 04.12.2014).

Эти законопроекты обеспечат реализацию и соблюдение прав людей, имеющих психические заболевания и дадут врачам возможности для оказания квалифицированной помощи.

А карательная психиатрия, доставшееся нам от СССР, наконец, отойдет в прошлое“, – считает одна из инициаторов законопроекта, нардеп Ольга Богомолец.

По словам главного внештатного психиатра МОЗ Украины, директора НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии МОЗ Ирины Пинчук, над изменениями в профильный закон несколько лет работала большая группа из 30 специалистов, были обговорены и внесены более 100 правок.

На сегодняшний день внесено изменение, что при госпитализации недееспособный человек будет госпитализироваться по своему желанию, он письменно должен изъявить свое осознанное согласие.

Мы знаем, что вследствие психического заболевания человек не всегда может изъявить осознанное согласие. В таком случае это решение будет принимать орган опеки и попечительства, который будет давать разрешение на госпитализацию в течении 24 часов. Это решение может быть оспорено законным путем в суде“, – поясняет главный внештатный психиатр МОЗ.

По ее словам, принятие изменений в закон “выгодны” не только пациентам, но и самим специалистам.

Для нас, психиатров, изменения очень важны, потому что очень часто, не зная законодательства, нас обвиняют в том, что это мы нарушаем права человека и долго держим пациента в условиях стационара, лечим. Но мы вынуждены были длительно удерживать человека в стационаре, потому что не было опекуна, заявления опекуна.

Если опекун не забирал пациента, мы не могли самостоятельно его выписать. Нужно было обращаться в орган опеки и попечительства, чтоб орган проверил, как опекун выполняет свои обязанности, нашел, если опекуна нет.

Эти процессы были длительными, а ответственность – на нас, человек находился в стационаре, а это все-таки и государственное финансирование“, – поясняет Ирина Пинчук.

При этом, говорят авторы законопроектов, принятие изменений не потребует дополнительных расходов из госбюджета. Зато позволит предупредить бюджетные расходы людям, которые выигрывают дела в ЕСПЧ против Украины. Однако нардепы никак не соберутся рассмотреть изменения во втором чтении, хотя все документы давно готовы.

“Мы бы очень хотели, чтобы изменения были рассмотрены поскорее. В комитете разногласий не было, единогласно были приняты поправки для второго чтения. И если бы депутаты до своих каникул рассмотрели законы, мы бы уже, все лето, могли работать совершенно по-новому”, – отмечает Ирина Пинчук.

Ольга Богомолец призывала парламент проголосовать за изменения еще год назад, но рассмотрение закона, важного для двух миллионов украинцев, четверть из которых находится в стационарах, все переносят и переносят.

УП.Жизнь

 

 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter