Апеляционный суд в Азербайджане заново рассмотрит “клевету” блогера Мехмана Гусейнова

Дата: 29 September 2017 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

29 сентября Верховный Суд Азербайджана вернул дело бакинского блогера Мехмана Гусейнова в апеляционную инстанцию. Его адвокаты не согласны с решением суда. Они требовали оправдать блогера. 

Об этом сообщил корреспондент “Кавказского узла” из заседания суда. 

Как ранее сообщал Центр информации по правам человека, в январе этого года неизвестные в гражданской одежде задержали Мехмана Гусейнова, после чего блогер заявил о пытках.

В ответ на это начальник Насиминского райуправления полиции Баку (РУП) Муси Мусаев потребовал наказать блогера за клевету. Суд приговорил Гусейнова к двум годам лишения свободы, признав его виновным в клевете.

Бакинский апелляционный суд отказался удовлетворить жалобу на приговор. Защита блогера обжаловала его 15 мая в Верховном Суде. 

БОЛЬШЕ о азербайджанского блогера в материале Николая Мирного “Как в Азербайджане преследуют видеоблогера Мехмана Гусейнова” 

Адвокат блогера Фуад Агаев в Верховном Суде обратил внимание, что нижестоящие судебные инстанции не удовлетворили ключевые ходатайства защиты. В частности, не удовлетворены ходатайства о просмотре записей камер видеонаблюдения в месте задержания и содержания блогера.

Адвокат Фуад Агаев

“Мехман Гусейнов был схвачен лицами в штатском 9 января на улице Гоголя в самом центре Баку. Там — множество камер видеонаблюдения. Его повалили на асфальт, надели на голову мешок и посадили в автомобиль. Все это не могло не попасть на видеокамеры. Его час везли в машине, потому что не знали, в какое управление везти. Потом они получили указание и привезли его в Насиминское районное управление полиции, где насильственные действия продолжались. Мехману там стало плохо. Вызывали “скорую”, врачи сделали инъекцию снотворного. Защита запрашивала записи видеонаблюдения на входе РУП и в камере, где содержался Мехман, но тщетно”, — заявил адвокат.

Он отметил также, что, согласно статье 147 Уголовного кодекса Азербайджана (клевета), истцом может выступать физическое лицо.

Начальник Насиминского РУП выступил от имени управления как юридическое лицо. И потому иск неправомерен, сказал в суде Фуад Агаев.

Адвокат Эльчин Садыгов указал, что в отношении его клиента применяли пытки. 

Адвокат Эльчин Садыгов

“Доказательства этого — фото следов насилия. Рубашку с пятнами крови мы представили в прокуратуру Баку, но ведомство объективно не расследовало нашу жалобу”, — сказал Садыгов.

Он напомнил, что в начале августа Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) принял в производство жалобу Гусейнова на пытки.

Представитель Муси Мусаева — Алирза Абилов потребовал от суда оставить приговор в силе. 

“Тут адвокаты, защищая Мехмана Гусейнова, не говорят по существу обвинения о том, что он оклеветал полицию, а пытаются представить, что этот человек — жертва реализации своего права на свободу слова. Это не так. За его публикации никто его не преследовал”, – заявил он. Сообщается, что он спешно покинул здание суда после окончания процесса, оказавшись недоступным для комментариев СМИ. 

Адвокат блогера Шахла Гумбатова сообщила Центру информации по правам человека, что Мехмана не доставили на заседания Верховного Суда. Хотя суд получил его заявление о том, что он намерен лично присутствовать.

После совещания судья Али Сейфалиев объявил решение. Суд постановил вернуть дело для повторного рассмотрения в Бакинский апелляционный суд.

Как сообщает тбилисский наблюдатель Сети Домов прав человека, было не понятно во время слушания, почему суд пришел к такому решению.  

“На заседании Верховного суда объявили только, что кассационная жалоба частично удовлетворена и суд принял решение вернуть дело в Апелляционный суд Баку. И всё. А на каком именно основании — это мы узнаем только получив письменное решение суда. Там уже будет расписано все подробно”, — рассказала Шахла Гумбатова.

Азербайджанские власти уже седьмой месяц удерживают Мехмана Гусейнова в заключенни. Его защита полагает, вернув дело апелляционной инстанции, а не оправдав, власти затягивают время. 

“Так же было и в деле Ильгара Мамедова (лидер оппозиционного движения “Республиканская альтернатива” — ред.)”, — комментирует Шахла Гумбатова. 

“Если бы даже Верховный Суд отклонил жалобу полностью, то уже 3 октября из-за одной трети отбытого срока мы могли обратиться в суд с просьбой освободить Мехмана по УДО. Теперь же содержание его в тюрьме отодвигается на неопределенную перспективу”, — цитирует Эльчина Садыгова изданиеКазвказский узел”.

Шахла Гумбатова объясняет, что по законодательству решение суда направляется сторонам и в апелляционную инстанцию в течение месяца. А затем апелляционный суд определяется с датой разбирательства.  

ПРАКТИКА ЕСПЧ

Посол Азербайджана в Украине Азер Худиев в комментарии Центра информации по правам человека подчеркнул, что Мехман Гусейнов нарушил законодательство страны.

Посол Азербайджана в Украине Азер Худиев

“Почему-то западные наши партнеры в основном ищут преследования. Зачем человека преследовать, если он просто блогер. Таких блогеров в Азербайджане сотни. Посмотрите на Россию, Германию, Францию. Те, кто занимается блогерством, но не нарушает законодательство… Поэтому их со стороны правительства призывают к ответственности”, — сказал Азер Худиев. Он уклонился от дальнейших вопросов Центра информации по правам человека.

Адвокат Эльчин Садыгов объясняет, что статья, которую инкриминирую блогеру, противоречит норме Европейской конвенции прав человека о свободе выражения.

Он напомнил о прецедентных решениях Европейского суда по Азербайджану — “Фатуллаев против Азербайджана” и “Агазаде против Азербайджана”. В этих делах устанавливается недопустимость наказания в виде лишения свободы за клевету и оскорбления.

С этим также соглашается украинский медиа-юрист “Платформы прав человека” Александр Бурмагин. Он уверен, если дело дойдет до ЕСПЧ, у него будут высокие шансы на выигрыш. 

По его словам, ЕСПЧ считает, что власть действует в соответствии с Европейской конвенции прав человека, когда в журналистском материале есть дискриминационные призывы, призывы к насилию или подстрекательство к изменению конституционного строя в стране. В таких случаях возможно заключение журналистов.

“В таких случаях ЕСПЧ говорит, что для сохранения спокойствия в обществе, порядка власть должна иметь возможность применять, в том числе уголовные санкции… Есть большое количество турецких дел. В одних ЕСПЧ принимал сторону журналистов и говорил, что применение уголовного дела к журналисту является непропорциональным. В других делах говорил, что турецкие власти правомерно или в соответствии с Конвенцией применила уголовные санкции”, — говорит Александр Бурмагин.

Медиа-юрист вспоминает похожое украинское дело в ЕСПЧ – Олег Ляшко против Украины. Действующий народный депутат, когда работал главным редактором ежедневной газеты “Политика”, в своей статье раскритиковал кадровую ротацию во власти. Он получил обвинительный приговор и судимость. В этом и из-за такой реакции власти на острую критическую публикацию судьи ЕСПЧ признали нарушение статьи 10 Конвенции, – рассказывает Александр Бурмагин.

“ЕСПЧ очень жестко относится к приговорам, связанных с лишением свободы. Если блогер распространяет информацию и заявляет о пытках, тем более по отношению к себе, не называя конкретно должностного лица, то понятно, в такой ситуации возбуждение уголовного дела за клевету ЕСПЧ вряд признает совместимым со ст. 10, а заключения блогера пропорциональным”, — говорит медиа-юрист. 

Николай Мирный, журналист Центра информации по правам человека

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter