Почему язык вражды попадает в СМИ и как это предотвратить?

Дата: 30 January 2018 Автор: Татьяна Печончик
A+ A- Підписатися

На дворе уже 21 век и, казалось бы, месседжи о необходимости толерантности присутствуют даже в масскульте, то есть популярных комедийных сериалах и скетч-шоу. Однако, в основном это касается западных медиа-продуктов.

Между тем украинские СМИ, как информационные, так и развлекательные, пока далеки от идеала. Что уж говорить о российских, которые используют язык вражды сознательно, производя потоки материалов о бандеровцах, фашистах и хунте для создания устойчивого негативного образа украинцев?

Поэтому в очередной раз напомним о том, что именно следует считать языком вражды.

Источником языка вражды есть негативные стереотипы, или же предрассудки, которые нередко продуцируются для того, чтобы оправдать дискриминацию и унижение – чаще всего этнические или “расовые”.

СМИ являются одними из сред, через которые может транслироваться язык вражды – некорректные высказывания в адрес этнических, конфессиональных или иных социальных групп или сообществ, или отдельных лиц как представителей или представительниц этих сообществ.

Часто журналисты таким образом хотят усилить, как им кажется, интерес к своей новости и для этого специально прибегают к манипуляциям, нарушая кодекс журналистской этики.

Другая причина – недостаточный уровень знаний и отсутствие толерантности. Употребление “языка вражды” в этом случае часто не осознается теми, кто готовит материалы.

КАКИМ БЫВАЕТ ЯЗЫК ВРАЖДЫ

Журналистам и редакторам важно разбираться с тем, как проявляется язык вражды на практике, чтобы избегать трансляции месседжей, которые могут разжигать ненависть.

Информационно-аналитический центр “Сова” выделяет виды языка вражды в СМИ, которые описаны ниже.

1. Призывы к насилию. Речь идет о призывах в связи с конкретной ситуацией, с указанием объекта насилия; провозглашение насилия допустимым средством в своих статьях и сообщениях, в том числе и в виде прямых призывов к насилию в отношении группы.

Например, в 2007 году одесская газета “Наше дело” опубликовала материал под заголовком “Лучшего из гоев убей”, подписанный псевдонимом Юрий Штрайхер. В псевдониме еврейская община Одессы видела намек на Юлиуса Штрайхера – главного редактора антисемитской газеты “Штурмовик”, казненного по приговору Нюрнбергского трибунала. В 2009 году суд назначил редактору Игорю Волин-Данилову наказание в виде лишения свободы на 1,5 года условно за разжигание межнациональной розни (ст. 161 Уголовного кодекса Украины).

2. Прямое подстрекательство к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов.

Так, в 2009 году во время эпидемии гриппа руководство закарпатской милиции публично обратилось к гражданам с последующим призывом: “В связи с осложнением эпидемиологической ситуации на территории Закарпатской области и повышением риска заболеваний, руководство ГУМВД Украины в Закарпатской области обращается к населению области с просьбой сообщать о каждом факте встречи или общении с иностранными гражданами, прежде всего выходцами из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока”.

3. Завуалированные призывы к насилию и дискриминации. То есть пропаганда “положительных”, исторических или современных, примеров насилия или дискриминации; выражения вроде “хорошо бы сделать из …”, “давно пора …” и т. п.

В 2016 году во время озвучки перечня мероприятий, которые планируют проводить в городе, мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив отметил, что их нужно активнее рекламировать “Наш город гораздо лучше, чем Львов. Мы более патриотический, христианский город. И никогда не допустим происходящего во Львове, марши там, геев или еще кого-то”, – цитируют Марцинкива “Версии” от 23 марта 2016 года.

4. Создание негативного образа этнической, религиозной или определенной социальной группы. В том числе связано не с конкретными событийными обвинениями, а скорее переданы более широкими терминами, общим содержанием или интонацией текста или фрагмента текста.

“Наверное, каждый из нас хоть раз становился свидетелем, а то и жертвой цыган, которые бродят Львовом. Судя по их количеству, центр города, а особенно площадь Рынок, вскоре будут иметь все шансы стать похожими на большой цыганский табор, который не удастся просто обойти и все же придется бросить гривну-другую “отцепочного”, – пишет издание “Вслух” 15 июля 2014 года.

5. Оправдание исторических случаев насилия и дискриминации.

Речь идет о выражениях вроде “турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны”.

6. Публикации и высказывания, которые подвергают сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации.

Например, отрицание Холокоста или утверждение, что “крымских татар выслали за то, что они встали на сторону Гитлера”.

7. Утверждение о неполноценности (недостаток культурности, интеллектуальных способностей, неспособность к творческому труду) той или иной этнической или религиозной, или определенной социальной, группы как таковой.

Вроде “они пригодны только для подметания улиц”.

8. Утверждение об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой.

Вроде “они всегда прибегали только к насилию”, “они всегда сговаривались против нас”.

9. Утверждение о криминальности той или иной этнической или религиозной группы.

Например, чеченцев в сообщениях украинских СМИ о вооруженном конфликте на Донбассе называли “чеченскими убийцами, посланными Кадыровым” (Корреспондент 02.06.2014).

Также в июне 2013 года издание “Экспресс” публикует новость под заголовком “С отовсюду едут в Украину нелегальные мигранты”, формируя впечатление, что все иностранцы в Украине не имеют законных оснований для пребывания и являются правонарушителями.

Некоторое время в хрониках Министерства внутренних дел Украины появлялись сообщения с заголовками, в которых у слов “преступник”, “вор”, “аферист” указывалось этническое происхождение лица, которое подозревалось в совершении правонарушения или преступления.

Журналисты же, пользуясь официальным сайтом МВД как источником информации, повторяли в тексте язык вражды, еще и добавляя к новости оценочные суждения.

Так, Ивано-Франковское интернет-издание “Курс” в 2015 году дало следующий заголовок “25-летний дончанин пытался вынести продукты с Франковского супермаркета”, где указание на регион происхождения человека связывается с правонарушением, приводит к дискриминации такой категории людей, как внутренне перемещенные лица.

10. Утверждение о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы.

Например, “евреи – корыстолюбивые”, “ромы – лжецы”.

12. Обвинение в негативном влиянии той или иной этнической, религиозной или определенной социальной группы на общество или государство.

“Сначала чернокожие и арабские кафе, потом улицы и микрорайоны. Ассимиляция, от которой не убежишь. Но в ассимиляции то (кто-то) доминирует. В нашем случае это будем не мы”, – написало в марте 2015 года Ивано-Франковское издание “Стык”.

13. Упоминание определенной группы или ее представителей в унизительном или оскорбительном контексте. В том числе в криминальной хронике или просто при упоминании этнонима.

Так, например, в период Евромайдана на телевидении часто употреблялись такие высказывания как “бандеровцы”, “фашисты” и “экстремисты” по отношению к участникам акций протеста.

14. Призывы не допустить закрепления в регионе, районе, городе или селе представителей той или иной этнической или религиозной группы.

Например, рассуждения о недопустимости строительства мечети в “православном городе”.

“Строительство мечети призовет сюда тысячи мусульман. И если они уже и сейчас ведут себя как хозяева города, то в дальнейшем местные украинцы благодаря смешанным бракам просто исчезнут. И если власть заботится о будущем нации, то ей следует сделать соответствующие выводы”, – пишет 5 июля 2011 года издание “Гриф”.

15. Цитирование явно ксенофобских высказываний и текстов без комментария, определяющего границы между позицией интервьюируемого и позицией журналиста. А также предоставление места в газете для явной ксенофобской пропаганды без редакционного комментария или иной полемики.

16. Обвинение группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии (в буквальном смысле, в отличие от призывов не допустить закрепления в регионе).

“За последние годы из Украины в поисках работы выехали 7миллионов трудоспособных украинцев, а на территорию Украины приехали около 7 миллионов мигрантов из стран Африки, Азии и Кавказа. Мы перестаем быть хозяевами своей земли”, – в ноябре 2011 издание Кореспондент.net цитирует координатора общенациональной акции против нелегальной миграции Андрея Ильенко.

17. Возражения гражданства. То есть упоминание о гражданах как об иностранцах или “не-граждан” из-за их этнической идентификации.

“Инсинуаций вокруг нынешнего национального выбора украинского “европевца” избежать не удалось. В целесообразном выборе Гайтаны, как представителя Украины на нынешнем “Евровидении”, усомнился “свободовец” Юрий Сиротюк. По его мнению, афроамериканка Гайтана не сможет достойно представлять Украину, ведь не является “человеком нашей культуры”, – пишет 9 марта 2012 издание “Взгляд”

При этом легко было проверить и узнать, что Гайтана родилась в Киеве и является гражданкой Украины, а потому называть ее “афроамериканкой” неправильно. Ее надлежит называть просто украинкой, или афроукраинкой, если она сама будет себя так идентифицировать.

КАК ПРЕДОТВРАЩАТЬ ЯЗЫК ВРАЖДЫ

В общем использование языка вражды может подстрекать к совершению преступлений на почве ненависти или сопровождать совершения таких преступлений. Во многих частях мира язык вражды привел к трагическим последствиям. Поэтому СМИ должны воздерживаться от трансляции языка вражды и руководствоваться в своей работе профессиональными этическими стандартами.

Чтобы язык вражды не появлялся в СМИ, необходимы сильные и независимые СМИ, а также качественное образование и саморегуляция журналистского сообщества. Нужно, чтобы и на уровне журналистского сообщества, и на уровне общества в целом формировалась культура осуждения подобных явлений.

Журналистская среда может многое сделать, чтобы улучшить ситуацию – в частности, через профессиональный подход к своей работе, процессы саморегулирования, деятельность органов саморегулирования сообщества. Важно привлекать читателей качеством материалов, а не скандалами или манипулятивными практиками.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter