Кем являются задержанные СБУ активисты “Автономного сопротивления”, и почему их нужно поддержать

Дата: 13 October 2017
A+ A- Підписатися

Утром 12 октября во Львове работники СБУ провели грубые с выламыванием дверей обыски в помещениях активистов организации левых националистов “Автономное сопротивление”. После обысков 9 активистов были задержаны на несколько часов.

После дня допросов во Львовском городском управлении полиции, всех отпустили, но вручили повестки на дальнейшие допросы. Среди задержанных – участники крымского Евромайдана Максим Осадчук и Денис Мацола.

Кто такие активисты “Автономного сопротивления”, и почему ими заинтересовалась Служба безопасности Украины – выясняло Громадское.

 

Кто такие задержанные активисты “Автономного сопротивления”

Организация “Автономное сопротивление” действует во Львове с 2009 года. До 2012 года позиционировала себя как праворадикальная. Сейчас насчитывает около 40 членов, рассказала общественная активистка организации Анна Иванцик. По ее словам, сегодня организация занимается политическими, экологическими, социальными вопросами, борется с незаконными застройщиками и отстаивает интересы львовской общины.

Последняя акция “Автономного сопротивления” состоялась под посольством Беларуси в поддержку политических заключенных страны. Тогда некоторых участников тоже задержали правоохранители – искали гранату и оружие, подозревая планирование теракта.

“Нашли только мегафон и баннер”, – рассказывает Иванцик.

Выпускники философского факультета Таврического национального университета крымчане Максим Осадчук и Денис Мацола присоединились к “Автономному сопротивлению” в 2014 году. До этого они были активными участниками Евромайдана в Крыму – рассказывает правозащитник Константин Реуцкий, который знает ребят последние 7 лет:

“Они были в той же активистской группе, что и Кольченко, Сенцов и Афанасьев. Максим Осадчук вдохнул вторую жизнь в “Автономное сопротивление”, сделав его левацко-националистической организацией. Это уникальное в украинском поле сочетание разумных национальных позиций правой и левой платформ под национальными флагами, с лозунгами за социальную справедливость”.

В эфире Громадского, в декабре 2014-го, Максим Осадчук рассказывал, что переехал во Львов после оккупации Крыма, поскольку оставаться там левым активистам, которые поддерживали Майдан, было невозможно. Его близкого друга Александра Кольченко арестовали и обвинили в терроризме и участии в “Правом секторе”.

В интервью Игорю Бурдыге в ноябре прошлого года Осадчук рассказывал:

“В нашей компании тогда было две главные линии поведения. Олег Сенцов – он появился уже после победы киевского Майдана – планировал остаться и продолжить мирный протест против оккупации. Безусловно, яркий и харизматичный чувак, хотя и с немного тоталитарными “замашками”, он был вдохновлен победой в Киеве и уверен, что здесь тоже все удастся уладить. Запал Сенцова многих искусил, это был их ответственный выбор. Но сейчас мне кажется, что их участие уже тогда было решено – после аннексии новой “власти” просто необходим был показательный процесс и они его очень быстро нашли с чего слепить.

Я выбрал другой путь – отступить и перегруппироваться. Из Крыма я поехал 12 марта, за четыре дня до референдума. Поехал во Львов – там у меня уже были контакты с “Автономным сопротивлением”, я знал, что меня ждут и встретят”.

Вскоре он ушел воевать на фронт в составе добровольческого батальона Айдар с позывным “Историк”. В начале октября 2014 года Осадчук уже был в городе Счастье.

“Мне предлагали делать военную карьеру, стать лейтенантом. Но я шел на войну не для этого, я шел проверить себя и справился с этим.  Разочаровался ли я в своих идеях? Ни в коем случае. Я видел русских солдат, технику, я понимал и понимаю, что идет война с агрессором. Просто в тылу я чувствую себя более полезным для страны”.

Максим Осадчук рассказывал, что не разделяет пессимизма разочарованных майдановцев, поскольку Украина все же отошла от края пропасти, хотя и может в любой момент там снова оказаться.

“Все еще возможен бенефис ультраправых, которым снова может воспользоваться Кремль. При этом я считаю, что сейчас не время для радикальных действий. Очевидно, что нынешний консенсус рано или поздно нарушат. Поэтому прогрессивные силы должны действовать правовым путем, укреплять оборону, строить идеологическую платформу, укреплять союз между левыми и либералами, выстраивать гегемонию. Делать то, что не успели перед Майданом, чтобы возглавить процесс. Этим я сейчас и занимаюсь”.

Другой активист – Денис Мацола, по словам Константина Реуцкого, после аннексии Крыма, работал в организации “Восток-SOS”, был журналистом в Informator.media и активно освещал события в АТО.

По словам Анны Иванцик, всего было задержано 12 человек. Кроме Дениса и Максима, также Екатерина Бенюк, Сергей Большаков, Ярина Волошин, Антон Парамбуль, Ростик Тютюнник. Другие пятеро – их друзья, приехали из Кривого Рога посмотреть на Львов – их вскоре отпустили.

Какие могут быть мотивы задержания

По словам Анны Иванцик, обыски у активистов “Автономного сопротивления” происходят не впервые. В основном их организовывают перед политическими акциями:

“В прошлом году 1 мая задержали нашего активиста Олега Кордияку, мы выходили на его поддержку”.

Правозащитник Максим Буткевич рассказал Громадскому о так называемом деле “Черного рассвета”:

“У Олега Кордияка провели такой же обыск, пресс-релиз выложили на сайте СБУ о том, что он чуть ли не сепаратист. Все закончилось тем, что он проходил как свидетель, дело положили под сукно, компьютер его изъяли и не вернули. Тогда вяло реагировало правозащитное сообщество, от СБУ никто не получил четких объяснений”.

Нынешние обыски и задержания также произошли накануне запланированной акции. “Автономное сопротивление” объявило о проведении во Львове “Марша УПА” 14 октября.

“Как только мы заявили, что день УПА – это не праздник олигархов, мы выступаем за сохранение чествования именно воинов УПА, как борцов за освобождение украинского народа, СБУ объявила, что планируются провокации на 14 октября. Но во Львове только “Автономное сопротивление” подало заявку на 14-е октября, поскольку Правый сектор, “Национальный корпус” и “Свобода” собирают людей в Киев”,  – говорит Анна Иванцик.

Напомним, во Львове утром 12 октября оперативники СБУ пришли с обыском в квартиру, где проживают представители организации “Автономное сопротивление”. Чтобы попасть в квартиру около 7:10, выломали дверь. Следственные действия продолжались несколько часов подряд. После обысков на несколько часов были задержаны 9 активистов. Допросы продолжались до 9:00 вечера.

По показаниям одного с активистов, Сергея Большакова, все задержанные проходят пока что в качестве свидетелей по статьям “призывы к свержению конституционного и государственного строя и нарушение территориальной целостности Украины, плюс призывы к социальной революции и также, что мы распространяли в социальных сетях материалы направленные на дестабилизацию политической ситуации в регионе”.

Во львовском СБУ сначала сообщили СМИ, что обыски обусловленные информацией о том, что отдельные активисты проводят акции, которые финансируются с территории Российской Федерации.

Следственные действия, по словам Александра Ткачука, происходят в рамках уголовного производства, открытого по ч. 2 ст. 109 (действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти) и ч. 2 ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины) УКУ.

Позже пресс-служба СБУ выдала релиз, что сотрудники спецслужбы зафиксировали причастность “лидеров” группы к ряду актов вандализма, в том числе против консульских и дипломатических учреждений иностранных государств, функционирующих в регионе.

“Оперативники СБУ также задокументировали, что участники группы распространяли в социальных сетях материалы, направленные на дестабилизацию политической ситуации в регионе. Комплексное экспертно-лингвистическое исследование установило наличие публичных призывов к насильственному свержению государственной власти в публикациях, которые злоумышленники распространяли в Интернете”, – говорится в сообщении ведомства.

Сообщается, что во время восьми обысков по месту жительства и офисах правоохранители изъяли компьютерную технику и материалы с доказательствами противоправной деятельности.

Правозащитница Александра Дворецкая предположила, что обвинение в подготовке государственного переворота связано с подготовкой активистами Альтернативного марша на 14 октября во Львове.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter