«А ну-ка, бабушка!»

Дата: 30 September 2016 Автор: Ирина Выртосу
A+ A- Підписатися

1 октября отмечается Международный день людей преклонных лет. В конце сентября уже третий год подряд в Одессе организовывается фестиваль активных бабушек и дедушек “Планета долгожителей”. Накануне феста мы пообщались с организатором и вдохновительницей Ольгой Филипповой, которая также возглавляет Всеукраинский союз активного долголетия “IT-бабуся”.

С 2009 года Ольга Филиппова занимается творческим развитием пожилых людей, проводит образовательные и оздоровительные мастер-классы. Когда происходили события на Майдане, женщина поняла свою ответственность именно в опеке над людьми преклонных лет. Так вместе с друзьями возникла идея объединиться в организацию, деятельность которой направлена на креативное развитие поколения — “детей войны”. Об уникальном опыте и личных победах ее подопечных общаемся дальше.

“ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ЗАПРОС У ОБЩЕСТВА…”

 — Что такое фестиваль “Планета долгожителей”?

— Идея проводить такой фестиваль появилась в 2014 году. Имея уже опыт работы со старшими людьми, я понимала, что обучение, радость и здоровье пожилых людей никогда не были популярной темой в Украине. И человек, идя на пенсию, считался таким себе “мусором общества”, и все, что с ним дальше происходило, было, как говорят, на его совести, на совести его детей и близких. Я поняла, что нужно объединяться.

Вместе с друзьями мы проводили внимательные танцы, оздоровительные и образовательные мастер-классы, разные виды гимнастики, массажи.

Очень интересно поколение детей войны, которые родились до войны, во время войны, до 45 года. Общаясь более доверчиво, я увидела кучу проблем, которые есть в этом поколении. Одна из которых — дойдя до такого этапа жизни, немногие из женщин по-настоящему прожили ее.

Это поколение “мертвых матерей”, когда женщины не могли дать детям ни достаточно любви, ни счастья, ни заботы, так как были трудные времена. Я поняла, что в этих женщинах непрожитые женские разные вопросы, редко какая из них была счастливой женщиной, кто почувствовал “женское счастье”. Это поколение осталось за бортом жизни, они были некими винтиками развалившейся системы, и ответственность за них никто не взял.

И с этим нужно работать. Дело не в том, что эти бабушки, как и все мы, уйдут из этого мира, а в том, что останутся эти проблемы. Мы не можем ждать, пока какое-то поколение уйдет, и начинать с чистого листа. Эти проблемы все равно остаются и передаются младшим, может, в меньшем объеме, но все же.

Фестиваль “Планета долгожителей” стал первым нашим мероприятием, которое мы проводим регулярно в Одессе с 2014 года. Во время фестиваля люди старшего возраста обучаются, общаются, получают удовольствие, новые навыки, знания. А потом всей командой, которая сформируется на протяжении нескольких фестивальных дней, продолжаем общаться и дальше — нельзя выхватить людей на несколько дней, а затем их оставлять самих.

Наши бабушки в восторге от фестиваля. В одном году мы совместно создавали и представляли разные женские образы XX века. Представьте, наших it-бабушек в образах Эдит Пиаф, Мерлин Монро, Аллы Пугачевой, Людмилы Зыкиной, Фаины Раневской. Было классно и весело. А самое главное — реализация себя в сценических образах.

Следующий фестиваль имел социальную направленность. В Украине продолжается формирование гражданского общества, и мне захотелось, чтобы люди преклонных лет так же активно принимали в этом участие, брали ответственность за себя и страну, становились более сознательными и становились активной частью общества. К нам в гости мы пригласили антикоррупционную школу, провели дебаты, образовательные медиастудии…

Нынешний фестиваль “Планета долгожителей” связан с темой внутренней декоммунизации. Но это не о переименовании городов и улиц. А как переосмыслить опыт из прошлого и взять самое ценное в настоящее, благодарить и жить нынешней жизнью.

На одном занятии мы уже размышляли, что такое время? Как его тратить, что было у них в прошлом? И услышала очень много тяжелых вещей о прошлом опыте и о том, чего пожилые люди боятся. Боятся этой войны, которая придет, и которую они прожили еще в детстве. Хотя война на самом деле уже идет. А опыт самый тяжелый — как зарубки на дереве — приобретен именно в детстве.

Среди наших подопечных — женщины и дедушки, которые прожили и концлагеря, и гетто, и оккупацию…

Мы ориентируемся на более старших. У нас есть группа людей, которым 90 лет, и большинство из них не выходит из дома. К ним приходят волонтеры, тоже старшего возраста, которые и помогают, и учатся в то же время. Кстати, у нас есть такие 90-летние, которые дадут фору молодым пенсионерам. Вот на них смотрят с восторгом: “Боже, она живет настоящей жизнью, как я себе могу позволить умирать в 55, потому что меня бросил муж, закончилась работа и нет денег…”

В пенсионном возрасте появляется больше времени. И если его не наполнять полезными делами, то жизнь сведется к просмотру телевизора, сидению на лавочке и обсуждению сплетен. Наша деятельность направлена на то, чтобы людей старшего возраста вывести за рамки ежедневных проблем.

Есть большой запрос у общества именно на эти занятия, но ресурсно наша организация может охватить не более 50 человек.

“ДОСТАТОЧНО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ ПО ПЯТЬ—ШЕСТЬ ЧЕЛОВЕК И ПРОВОДИТЬ СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ”

 — Как стать it-бабушкой?

— Наши бабушки сами к нам приходят. У нас очень качественно работает сарафанное радио, это самое главное средство массовой информации. Главное — пустить правильные сплетни. Они рассказывают своим соседям, приводят своих родственников, знакомых.

Среди них и моя мама. Хоть она живет в городе Киверцы на Волыни. Это же моя мама — я ее всему научила, и она, скорее, является таким центром сознательных людей, которые объединяются уже в своем городке. Знаете, может, не обязательно создавать какие-то большие группы. Достаточно объединяться по пять—шесть человек и проводить совместные занятия.

Моей мамы подружки знакомы с пятилетнего возраста, все с одной улицы. Они до сих пор дружат, им по 85 лет. Мою маму зовут Галина Александровна, а ее подружки — Ниночка, Зиночка, Терезочка. Они вместе ходят на грибы, созваниваются каждый день, поддерживают друг друга, собираются в такие маленькие группы пенсионеров. Это очень важная частица жизни — жить совместно.

У детей своя жизнь, да и не стоит посвящать всю свою жизнь детям-внукам. Это я говорю как бабушка. У каждого должна быть своя жизнь, и дать детям возможность реализоваться самостоятельно, прожить свой опыт и, если нужно, свои ошибки. Наши бабушки часто берут на себя слишком много всего. Они уроки делают, они из пенсии помогают своими копейками еще своим детям. Но это просто неправильно.

Каждый должен иметь свою жизнь, реализовать себя в творчестве. И каждое утро спрашивать, счастлив ли я, делаю ли я то, что я хочу, или делаю потому, что должен.

“ДИСКРИМИНАЦИЯ В ТОМ, ЧТО У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СЕБЯ”

 — Сталкиваются ли ваши подопечные с возрастной дискриминацией?

 — Чаще всего, это стереотипы, которые царят в обществе. У нас укоренилось восприятие: если 50 лет — это уже старый человек. Помните, как писал когда-то классик: “Пожилая женщина 36 лет…”

А нынешняя бабушка 50 лет — это наоборот человек, который имеет кучу свободного времени и может реализоваться если не в работе, то в творчестве.

Дискриминация в том, что у пожилых людей нет возможности реализовывать себя. Подавляющая часть из-за бедности даже не мечтает о путешествиях, возможностях ходить на дискотеку, радоваться просто жизни и не думать о “своей копейке”.

Несколько лет назад меня попросила директор департамента труда, социальной политики создать университет третьего возраста при городской власти в Одессе. Тогда я увидела вот эту зависимость: наше государство кормит людей какими-то маленькими подачками в виде соцпомощи, вместо того, чтобы направлять усилия на саморазвитие людей, дать элементарные навыки ухода за собой, показать другие возможности, как зарабатывать деньги, обучить компьютерной грамоте.

Сохраняется вот эта порочная система: зависимость вместо того, чтобы повышать сознание человека. Эти подачки в то же время генерируют неуважение и дискриминационное отношение.

В Украине не созданы возможности образовательные и креативные для людей старшего возраста.

Я недавно приехала из Варшавы, а там возможности для пенсионеров просто фантастические. Там университеты третьего возраста просто на каждом шагу. Я увидела столько замечательных идей, как реализоваться людям старшего возраста. Например, когда старшие люди создают музей своей улицы или садят парк в своем районе, помогают другим. Это очень активные пенсионеры, которые решили однажды: “Нет, мы больше не будем на обочине общества, а будем полноценными его участниками”.

“СО ВРЕМЕНЕМ СТЕРЕОТИПЫ БУДУТ МЕНЯТЬСЯ”

 — Путешествуя, я очень часто вижу заграничных бабушек и дедушек, которые посещают туристические места, наслаждаются чаем в кафе. Правда, среди них я не видела украинских женщин-мужчин почтенного возраста…

— Мы решили поэкспериментировать — чем наши іt-бабушки хуже? Недавно осуществили такое путешествие в Белгород-Днестровский. Заказали большой комфортабельный автобус. Лучший гид-искусствовед по Одесской области Владимир Островский рассказывал нам о Белгород-Днестровской крепости. Все бабушки в него влюбились…

К нашей группе присоединились даже 90-летние. Была жара страшная, я сказала прийти всем с зонтиками, палочками, водой, чтобы мы прожили этот день без жертв. Путешествие действительно было фантастическое, и теперь мы все планируем, куда нам рвануть уже немножко дальше. Потому что Белгород-Днестровскую крепость “взяли”, должны идти на другие высоты.

У нас срабатывают стереотипы, что мы старые, уже не можем путешествовать, уже никому не нужны. Но если есть активный человек, который может все организовать, бабушки понимают, как это нужно и как это классно. И знаете, никто не заболел, ни у кого ничего не болело, никто нигде не падал. И это путешествие моим подопечным дало намного больше, чем если бы они сидели дома, “в безопасности” перед телевизором и страдали от жары.

Помаленьку такие вещи будут происходить. И со временем стереотипы будут меняться.

— Вы говорите о бабушках, а что с it-дедушками?

 — К нам приходят преимущественно бабушки. Так, на 50 бабушек может быть 1 дедушка, и то… которого привела женщина.

Мужчины живут намного меньше. В Украине продолжительность жизни мужчин короче на 12—13 лет. Если в среднем украинская женщина живет 75—78 лет, то посчитайте, сколько времени отведено для мужчин. Мужчины раньше умирают от инфарктов, от инсульта, из-за того, что работают больше на стрессовых работах, в тяжелых условиях… Поэтому для нас точно так же важно поддерживать дедушек.

“ОЧЕНЬ ВАЖНО ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ БЕСПЛАТНОЙ ПОМОЩИ”

 — Приобщается ли молодежь к вашим мероприятиям?

 — Нашей едва ли не самой сложной задачей было обучение старших людей пользоваться современными гаджетами. Старшие люди хотели учиться, а внуки и дети всегда говорили: “У тебя ничего не выйдет”, “Ты уже старый” или просто махали рукой.

Но только бабушки начали проявлять инициативу, у внуков стали появляться сомнения на этот счет. И уже сами начали брать шефство над ними. Среди наших it-бабушек и it-дедушек очень многие люди пользуются интернетом, компьютером, фотоаппаратами.

Мы привлекаем студентов к нашей работе, но, откровенно говоря, очень трудно. Они куда-то постоянно спешат. Мой вызов — создать постоянный мостик между старшими людьми и молодыми. Я понимаю, что у молодежи другая жизнь. Но очень важно формировать в обществе и эту культуру волонтерства. Культуру бесплатной помощи. На Западе я вижу, что молодые люди какую-то часть своей жизни посвящают помощи старшим людям.

— Что бы вы посоветовали людям преклонных лет для качественной жизни?

— Я не люблю давать советы, потому что никто их не выполняет, и каждый живет своей жизнью. Но если бы мне было 70 или 80 лет, то первое, что бы я сделала, это избавилась от всего лишнего. Избавилась от ненужных связей, лишних занятий, которые загружают, лишних бумаг, лишней одежды, лишней посуды. То есть облегчила бы свою жизнь от отребья.

Когда я бываю в домах пожилых людей, больше всего привлекает мое внимание захламленность помещения. Есть, конечно, аккуратные комнатки, но большинство из них — это коробки, чемоданы. И мне кажется, что большая часть из них мешает, как будто тянет нас в прошлое. От всего, что не нужно, следует постепенно избавиться.

Второе. Если бы мне было много лет, я бы, по-видимому, все-таки выполнила то, чего хочется именно мне. Например, помирилась с давней подружкой, написала ей письмо. Может, куда-то бы поехать, или пошла бы на концерт, на который давно хотела. И пусть это были бы последние деньги… Даже дело не в деньгах. Если есть мечта, то нужно только громко о ней сказать. Ведь у большинства есть дети, внуки, друзья, знакомые. Можно просто сказать внуку: “Сынок, я хочу поехать на какие-то Канарские острова или в Киев, в Одессу, или помоги мне как-то эту мечту осуществить…”. И эта открытость к людям всегда поможет. Кто-то обязательно услышит и поможет осуществить мечту.

Третье. Я бы каждый день у себя спрашивала: “Счастлива ли я сегодня, занимаюсь ли я тем, чем хочу? Там ли я сейчас, где хочу быть?”  И тогда все становится на свои места. Нельзя сидеть и ждать с 50 лет, когда придет смерть. Наоборот — в этом возрасте появляется много свободного времени, чтобы… перевернуть мир.

“День”

Материал подготовлен в рамках кампании “Дискриминация ограничивает! Противодействуй!”

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter