Три года несвободы: Положение крымскотатарских медиа в Крыму

Дата: 07 April 2017
A+ A- Підписатися

Крымские татары – коренной народ полуострова – фактически сразу после начала массового возвращения на родину из мест сталинской депортации, которое пришлось на конец 1980-х – середину 90-х годов, начали активно развивать свои медиа.

Несмотря на некоторое бюрократические преграды, к моменту оккупации полуострова Россией в марте 2014 года в Крыму действовали две общественно-политические крымскотатарские газеты на крымскотатарском языке (“Къырым” и “Янъы дюнья”), две газеты на русском языке (“Голос Крыма” и “Avdet”), национальная теле- и радиоредакция на Гостелерадиокомпании “Крым”, выпускавшие программы на крымскотатарском языке, телеканал “ATR” и радиостанция “Meydan”, входившие в частный холдинг “Атлант-СВ”, которые готовили программы на крымскотатарском, русском и украинском языках.

Все газеты, кроме “Avdet”, в разной форме получали финансовую помощь от государства.

Кроме того, работало одно полноценное частное информационное агентство “QHA”, выпускавшее материалы на русском, турецком и английском языках, и частые информационные сайты: “Crimeantatars.org” (“Атлант-СВ”, работал на крымскотатарском и русском языках), “Qirim-Vilayeti.org” на русском языке, “Teraze.org.ua” на русском языке и “Qirimtatar.org” на русском языке.

БОРЬБА ЗА ПРИНЦИПЫ

В первые месяцы после оккупации Крыма, против которой выступило абсолютное большинство крымских татар, все СМИ коренного народа продолжали объективно освещать происходившие события. Даже крымскотатарская редакция ГТРК “Крым” (канал был захвачен россиянами 1 марта 2014 г.) вплоть до конца апреля 2014 года старалась по мере возможности соблюдать объективность.

Однако с конца апреля в эфире редакции запретили показывать лидера крымских татар Мустафу Джемилева, главу Меджлиса Рефата Чубарова и членов Меджлиса крымскотатарского народа. В принудительный отпуск был отправлен многолетний директор редакции Сеитислям Кишвеев и главный редактор информационных программ Шевкет Ганиев.

Сеитислям Кишвеев подтвердил введение “жесткой цензуры”. “Я не могу работать в таких условиях, поэтому я вынужден уйти в отпуск“, – отмечал он. 27 июня Кишвеев был уволен. Он заявил, что восстанавливаться в должности он не будет. “С этой властью работать не стоит дальше“, – сказал он, отметив, что в редакции хотят оставить только лояльных к захватчикам людей.

Так и случилось. Новый глава крымскотатарской редакции Сейран Мамбетов в сентябре уволил 7 сотрудников, много лет проработавших в ней. Из прежних сотрудников он оставил в штате лишь свою супругу Сусанну Бейтуллаеву и ее партнера по эфиру Сусанну Халилову. Как отметили сотрудники, увольнение состоялось с подачи нового гендиректора телеканала Екатерины Козырь. Мамбетов объяснил увольнение сотрудников их “профессиональным несоответствием”.

До конца 2014 года еженедельник “Янъы дюнья“, издание которого зависело от бюджетных денег, также старался соблюдать в публикациях определенный нейтралитет, но в январе 2015 года газета подверглась цензуре.

К этому же времени перестали работать сайты “Qirim-Vilayeti.org” и “Qirimtatar.org“.

Из СМИ, получивших лицензию Роскомнадзора и продолживших по мере возможности соблюдать нейтральность в публикациях, остались газеты “Qirim” и “Голос Крыма (New)“.

БОРЬБА С МЕДИАХОЛДИНГОМ “АТЛАНТ-СВ”

31 марта 2015 года остановила вещание радиостанция “Meydan“, а на следующий день телеканал “ATR“. Это случилось по причине того, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) отказала им в регистрации и вещании на территории Крыма.

ATR

Канал “ATR” в режиме нон-стоп в прямом эфире объективно освещавший все этапы оккупации, с первых дней захвата полуострова стал объектом атаки оккупационной администрации, силовиков, а также боевиков “самообороны”.

В 2014 году сотрудников канала не допускали на многие мероприятия, редакциям холдинга отключали интернет, минимум трижды на съемочные группы “ATR” нападали при осуществлении профессиональной деятельности.

В офисе ATR закончен обыск, силовики изъяли видеоархивы. На фото – генеральный директор телеканала Эльзара Ислямова

В 2015 году журналистов “ATR” продолжали не допускать на официальные мероприятия, в его редакции до прекращения вещания был проведен обыск (26 января 2015 года). 21 апреля в Симферополе сотрудники Следственного комитета провели обыск в доме оператора “ATR” Эскенедера Небиева. Он сам был задержан, а на следующий день арестован по подозрению в причастности к массовым беспорядкам, которые возникли во время митингов пророссийских сепаратистов и крымских татар 26 февраля 2014 года под зданием Верховного совета АР Крым.

19 марта 2015 года глава аннексированного Крыма Сергей Аксенов открыто заявил, что “ATR” на полуострове работать не будет, так как дает “надежду на возвращения Крыма в Украину“, а также “подстрекает людей к действию“.

Телеканал ATR продолжил вещание из Киева. На фото Сафие Абляева – ведущая украинского выпуска. Июль 2015 года

17 июня “ATR” возобновил вещание из Киева. Это возмутило власти республики. Возобновление вещания “ATR” означает, что канал “будет работать против Крыма и против России, отстаивая интересы западных покровителей“, – заявил тогдашний “вице-премьер” Руслан Бальбек. Чиновник предупредил, что российские силовики будут привлекать к ответственности журналистов, которые “будут работать на создание негативного образа российского Крыма”.

После этого 12 октября суд приговорил Эскендера Небиева к 2 годам и 6 месяцам лишения свободы (условно).

2 ноября около 6 утра в домах экс-директора “ATR” Эльзары Ислямовой, бывшего замдиректора Лилии Буджуровой, Ленары Ислямовой и Эдема Ислямова (сестра и отец владельца канала Ленура Ислямова) были проведены обыски. Также обыск был проведен в московской квартире самого Ленура Ислямова. Основанием стало возбужденное ФСБ в отношении него уголовное дело, но ни в открытом доступе, ни в постановлениях суда на обыски не была указана статья, по которой оно было возбуждено. Также не уточнялся статус в этом уголовном деле тех граждан, у которых были проведены обыски.

9 декабря около 6 утра в доме Эльзары Ислямовой был проведен повторный обыск, а 10 декабря силовики обыскали квартиру бывшего редактора “ATR” Романа Спиридонова в Симферополе и его родителей.

В августе 2016 году в Крыму был заблокирован доступ и к сайту канала “ATR”.

26 февраля 2016 года о возобновлении интернет-вещания из Киева объявило радио “Meydan”, а 28 июня оно победило в конкурсе Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания на частоту 98 МГц в г. Геническе Херсонской области, где проживает большая крымскотатарская община.

27 декабря 2016 года стало известно, что украинский Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания выдал лицензии 4 радиостанциям, которые смогут вещать на оккупированный Крым. Среди них и “Meydan”.

В декабре 2015 года также из Киева возобновил работу информационный сайт “15 минут”, который входит состав “Атлант-СВ”. С 3 августа 2016 года доступ к нему в Крыму блокируется. Ресурс, начинавший работу как общекрымский, перепрофилировался на крымскотатарскую аудиторию.

Сайт Crimeantatars.org, прекративший работу 31 марта 2015 года, так и не восстановился.

В целом на материковую часть Украины после оккупации были вынуждены переехать 10 крымских СМИ, в том числе и крымскотатарские, из-за того, что они столкнулись с различными видами преследований, ограничений и не смогли продолжить работу на территории Крымского полуострова.

Нужно отметить, что у переехавших на материковую Украину крымскотатарских СМИ, в связи с отсутствием корреспондентской сети в Крыму, стало заметно меньше эксклюзивных материалов.

БОРЬБА С ИНФОРМАГЕНТСТВОМ “QHA” И ГАЗЕТОЙ “AVDET

В день прекращения вещания “ATR” о переезде в Киев сообщила редакция крымскотатарского информационного агентства “QHA”, которое не смогло получить лицензию Роскомнадзора для работы в аннексированном Крыму.

Директор информагентства QHA Гаяна Юксель

До принятия этого решения в мае 2014 года корреспондентов агентства перестали пускать на заседания и другие мероприятия, проводимые оккупационными властями, например, запретили вход на мероприятия в Совмин, ссылаясь на то, что журналисты находятся в “черном списке” за то, что “неправильно” писали о крымском референдуме.

9 августа 2014 года владельцу агентства, советнику главе Меджлиса Исмету Юкселю запретили въезд на полуостров на 5 лет.

22 апреля 2015 года директора ИА QHA Гаяну Юксель вызвали в Центр по противодействию экстремизму (Центр “Э”). В отношении нее было открыто административное производство, причиной которого стали публикации агентства за 2006 и 2009 год.

С августа 2016 года доступ к сайту “QHA” в Крыму блокируется.

1 апреля 2015 года, после отказа Роскомнадзора в регистрации, прекратил печататься в полном объеме и еженедельник “Avdet“. Он вынужден был сократить тираж до 999 экземпляров, т. к. по российским законам газеты без регистрации можно издавать тиражом менее 1 тысячи экземпляров.

Главный редактор газеты “Avdet” Шевкет Кайбуллаев к этому времени получил 4 предупреждения от российских силовиков о недопущении ведения экстремистской деятельности.

Главный редактор газеты “Avdet” Шевкет Кайбуллаев

В редакции газеты, которая располагалась в здании Меджлиса крымскотатарского народа, 16 сентября был проведен обыск, а на следующий день газете и другим организациям, располагавшимся в здании, дали сутки на освобождение офисов.

Издание было вынуждено переехать в офис регионального меджлиса Симферополя. Но 15 июля 2016 года перешедший на сторону оккупантов член Меджлиса Тейфук Гафаров, который на тот момент был “замглавы” администрации Симферополя, испортил замок двери офиса и фактически захватил его.  

СОЗДАНИЕ НОВЫХ СМИ В КРЫМУ

1 сентября 2015 года начал работу созданный властями республики телеканал “Миллет”, программы которого выходят на крымскотатарском и русском языках. При этом была закрыта телевизионная и радиоредакция на ТРК “Крым”.

Объективных данных о рейтингах этого канала нет, однако, основываясь на общении с разными представителями крымскотатарского народа, можно сделать вывод о его непопулярности.

20 ноября 2015 года властями была запущена русскоязычная газета с крымскотатарским названием “Мераба“, рассчитанная на крымскотатарскую аудиторию. Она выходит раз в неделю тиражом в 1 тысячу экземпляров.

13 февраля 2017 года начала работу созданная властями новая радиостанция на крымскотатарском языке “Ватан седасы“. Пока она вещает лишь на Симферополь и Симферопольский район, однако станция получила частоты на вещание в крупнейших городах полуострова.

АЛЬТЕРНАТИВА

В условиях тотальной цензуры и ограниченного доступа независимых крымскотатарских СМИ к работе в Крыму, многие крымские татары начали получать информацию из социальных сетей, читая посты лидеров Меджлиса, правозащитников и гражданских активистов.

Однако Россия пытается блокировать и этот канал поступления информации. Так, в феврале 2015 года в российской социальной сети “Одноклассники” заблокировали, а затем удалили популярную группу под названием “Крым и крымские татары”. В ней состояло более 14,5 тысячи участников.

Кроме того, как сообщил адвокат ряда политзаключенных Эмиль Курбединов, на полуострове привлекают к административной ответственности активистов, которые “снимают на видео аресты, обыски, задержания, судебные процессы, берут интервью у населения и адвокатов для последующего размещения в интернете”. “Мы ожидаем репрессий в отношении указанных активистов и “полевых” репортеров”,заявил Курбединов.

ИТОГИ

Описанные выше факты систематического преследования крымскотатарских СМИ привели к сокращению на полуострове числа независимых крымскотатарских медиа, доли вещания на крымскотатарском языке и ограничили возможность получения объективной информацию о событиях на полуострове.

Согласно официальным данным Роскомнадзора, на полуострове зарегистрировано 30 изданий с крымскотатарским языком вещания. Однако детальный анализ этих СМИ выявил, что фактически используют в своих материалах крымскотатарский язык только 9 СМИ, из которых 5 – это журналы и информационные бюллетени религиозного содержания. Кроме того, проведенный выборочный анализ соотношения печатной площади на русском и на крымскотатарском языке в номерах еженедельника “Мераба” показал, что материалы на крымскотатарском языке занимают около 1,7% общей площади издания.

ПРОГНОЗ

С учетом низкого уровня профессионализма провластных крымскотатарских СМИ, очевидной пропагандой и незначительным количеством таких медиа, запрос на получение альтернативной информации у крымскотатарской общины остается высоким.

Это будет способствовать развитию независимых медиапроектов вне зависимости от созданных на территории Крыма правовых ограничений. Как следствие, деятельность таких медиапроектов будет привлекать внимание силовых органов, а также приводить к нарушениям прав человека при реализации информационной деятельности. Таким образом, ожидается, что это окажет негативное влияние на ситуацию в сфере свободы слова, а нарушения прав журналистов будут продолжаться.

Материал подготовлен авторским коллективом Центра информации по правам человека

Фото ATR и Крым.Реалии

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter