Выдворение или “похищение”: что нарушила Украина во время возвращения граждан Грузии?

Дата: 23 November 2017 Автор: Борис Захаров
A+ A- Підписатися

Я не сторонник Саакашвили и считаю большинство его действий вредными и маргинальными. К тому же, не люблю разгонять “предательство”, хотя и постоянно сталкиваюсь с нарушениями прав человека, а это в основном системные рудименты советских практик или “эффект исполнителя”.

Однако очевидные преступления, совершенные против грузинских добровольцев 21 октября и 17 ноября, имеют другое происхождение. Решение явно принято наверху и имеет политический мотив, тоже очень напоминает СССР.

21 октября на улицах Киева задержали трех грузинских граждан: Давида Макишвили – ветерана войны на Донбассе, Георгия Рубашвили – начальника охраны Саакашвили во время его президентства в Грузии и бывшего водителя Саакашвили Михеила Абзианидзе. Следует подчеркнуть, что Давид Макишвили с 2014 года тренировал украинских солдат и офицеров, а также принимал участие в боевых действиях, был ранен, до момента депортации был советником командующего Нацполиции Украины по вопросам перехода на стандарты НАТО. Всех троих схватили на улице, с применением силы, связав и надев мешок на голову немедленно отправили в аэропорт Жуляны, откуда депортировали в Грузию. У одного из депортированных не было никаких документов, кроме удостоверения водителя, что вызвало недоумение у грузинских пограничников.

Давид Макишвили

 Несмотря на быстро проведенные операции, нашлись свидетели, которые прислали снимки похищения Рубашвили военному инструктору Цви Ариэли, который опубликовал их на своей странице в Фейсбук. На фото видно, как неизвестные в камуфляже и в штатском набросились на Рубашвили и заставили его сесть в белый микроавтобус. Так же видно номера машин, водители которых могли бы быть свидетелями похищения. Граждан Грузии транспортировали самолетом АН-72, что не относится к гражданской авиации.

Фото очевидцев похищения Рубашвили

17 ноября было задержано очередную группу грузинских граждан. По информации с надежных источников, четверо из них были связаны с криминалом, а остальные – журналист и трое участников АТО. Это Тамаз Шавшишвили, работающий на грузинском телеканале Рустави-2, бывший охранник Саакашвили Зураб Цинцадзе и экс-полковник грузинской армии и бывший начальник Антитеррористического центра Грузии Мамука Абашидзе. Абашидзе приехал в Украину в 2014 году и, так же как и Давид Макишвили, занимался тренировками солдат и офицеров, а также принимал участие в боевых действиях. Четвертый задержанный – Вано Надирадзе, награжден орденом “Народный Герой Украины” экс-боец добровольческого батальона Донбасс. Вано задержали в ресторане, других – во время штурма их квартиры. На месте остались следы крови и насильственных действий. Всех задержанных граждан Грузии отправили на пароме из Одессы в порт Поти. Всем депортированным гражданам Грузии запретили въезд в Украину на 3 года. В Шавшишвили и в Абзианидзе в Украине остались семьи, имеющие гражданство Украины.

По данным СБУ, 17 ноября восемь грузинов были арестованы и высланы из страны “на основании соответствующих материалов Государственной миграционной службы и Национальной полиции, которые свидетельствуют, что деятельность иностранцев противоречит интересам обеспечения национальной безопасности Украины”.

СМИ, оппозиция и даже некоторые юристы говорят о незаконном “выдворение”, но принудительное выдворение предусматривает судебную процедуру, которая была введена в прошлом году (я участвовал в подготовке этих изменений в законодательство: “О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Украины относительно рассмотрения судами исков о принудительном выдворении…”). Итак, речь идет не о выдворении, а о “принудительном возвращении”.

А принудительное возвращение предусматривает административную процедуру, которую регулирует ст. 26 Закона Украины “О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства”. Из текста закона явно видно, что иностранец или лицо без гражданства обязаны самостоятельно покинуть территорию Украины (ст.26, ч.5), а ч.6 ст. 26 предусматривает, что компетентные органы могут сопровождать такого иностранца и лицо без гражданства по территории Украины. Как же должно происходить сопровождение? Совершенно понятно, что в соответствии с законодательством и международным соглашениям Украины, лицо не может быть лишено свободы без решения суда, имеет право на защиту, на обжалование решения в суде и тому подобное. Сама процедура принудительного возвращения и сопровождения прописана в “Инструкции о принудительном возвращении и принудительном выдворении из Украины иностранцев и лиц без гражданства”. Многие пункты инструкции были нарушены, можно обратить внимание хотя бы на пп. 1.10, 1.11, 2.1. По этим пунктам, иностранец в случае сообщения о принудительном возвращении имеет право на юридическую защиту и свидание с дипломатическим представителем своей страны. Решение о возвращении может быть обжаловано. Иностранец должен самостоятельно покинуть территорию Украины, а представители государственных органов Украины могут сопровождать его по территории Украины.

Но и сама Инструкция не соответствует законодательству, международным соглашениям Украины и Конституции и должна быть немедленно изменена. Надо прописать, как должно происходить сопровождение при принудительном возвращении. Сопровождение не может быть насильственным, иначе нарушается право на свободу и личную неприкосновенность и на эффективное средство правовой защиты.

Можно сколько угодно заявлять, что все было в рамках закона, но какой смысл на черное говорить белое? Были нарушены, как минимум, ст. 29 Конституции Украины, ст. 5 и 13 Европейской конвенции по правам человека, а также действия правоохранителей имели признаки преступления, предусмотренного ст. 146 “Незаконное лишение свободы или похищение человека”. Абсолютно аналогичные преступления были совершены против Аминат Бабаевой 12 сентября 2016 года и Владимира Егорова 5 июля 2017 года. То есть, мы имеем практику похищения людей, замаскированную под “принудительное возвращение”.

Кроме того, если будет доказано, что решение о возвращении принималось не индивидуально по каждому, а сразу в отношении группы иностранцев, то произошло еще и нарушение статьи 4 Протокола 4 Европейской Конвенции по правам человека, которая запрещает коллективные высылки иностранцев. На аналогичную тему в 2014 году уже было решение Европейского суда по правам человека по громкому межгосударственному делу “Georgia v. Russian Federation”, в пользу Грузии.

Это был анализ ситуации с точки зрения международных норм, законов государства и уголовного кодекса. А теперь – о законах морали и кодексе чести. Я такого стыда за свое государство не испытывал со времен Януковича. Грузинские добровольцы бок о бок с нашими спасали страну в первые месяцы войны за независимость, рисковали жизнью, их друзья погибли… Конечно, это не является индульгенцией от нарушений украинского законодательства, но так к ним отнестись?! Это просто позор.

Итак, компетентные органы государственной власти, чтобы исправить ситуацию, должны восстановить права потерпевших и выплатить компенсацию, провести эффективное расследование преступных действий правоохранительных органов и привлечь виновных к ответственности.

Борис Захаров, руководитель Адвокационного центра Украинского Хельсинского союза по правам человека

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter