5 способов уничтожить украинскую идентичность крымчан

Дата: 13 January 2017 Автор: Михаил Батрак
A+ A- Підписатися

Несмотря на международное признание Крыма территорией Украины, полуостров уже три года живет под фактическим контролем и в рамках юридического поля Российской Федерации. Конституция РФ и “Конституция Республики Крым” гарантируют права и свободы, а также три государственных языка – русский, украинский и крымскотатарский. Однако на практике крымчане лишены права быть украинцами. А власть делает все, чтобы подавить украинскую идентичность в Крыму – как политическую, так этническую и культурную.

Первый способ для подавления украинской идентичности – это пропаганда. СМИ создают негативный образ Украины и всего, что с ней связано. Как в современных реалиях, так и в историческом прошлом. Любое проявление любви к Украине, ее языку и культуре представляется как проявление радикального и враждебного национализма.

Некоторые крымчане под агрессивным влиянием российской пропаганды, которая провоцирует ненависть ко всему украинскому, добровольно отказываются самоидентифицировать себя как украинцев.

Результат этой пропаганды можно наблюдать на примере некоторых пожилых людей, которые начинают говорить примерно так: “Я сама с Украины, но я русская! Это же ужас, что сейчас в Украине хохлы творят. Спасибо России, что в Крыму такого нету”.

Второй способ борьбы с украинской идентичностью – это новое крымское образование. Оно направлено на то, чтобы подрастающее поколение не получало знаний по украинскому языку, литературе, истории.

Задержание украинского активиста во время празднования дня рождения Тараса Шевченко

Несмотря на то, что украинский язык является одним из трех государственных языков Крыма, по факту делается все, чтобы этот язык исчез из крымского образования. До 2015 учебного года на украинском языке в Крыму обучалось 7,3% детей, а предметы “Украинский язык” и “Украинская литература” изучали в каждом классе.

Сегодня же получить базовое образование на украинском языке с первого по девятый класс можно только в двух школах. Одна находится в Феодосии, другая – в Алуште. А украинский язык и литературу как предметы убрали из всех общеобразовательных школ.

Чиновники так называемого Министерства образования Республики Крым объясняют это нежеланием родителей, чтобы их дети получали образование на украинском языке. Или даже просто изучали украинский язык как предмет. Это – официальная версия.

Как все это происходит на самом деле, попробую объяснить на конкретном примере. Одна моя знакомая решила отдать своего сына в украинский класс и написала заявление. После этого ей позвонили и пригласили прийти к директору школы. Директор предложил ей забрать заявку, аргументируя это тем, что украинского класса все равно не будет. При этом директор гарантировал, что украинский язык и литература будут сохранены как предметы преподавания. И действительно: полгода эти предметы были, но потом всем родителям предложили написать заявление на отказ от их изучения. Детям, чьи родители не напишут отказ, пообещали “проблемы в обучении”.

Третий способ – это метод запретов. Под запрет в Крыму попадает все, что сохраняет и популяризирует украинскую культуру. Например, Симферопольская детско-юношеская театральная студия “Рассвет”, которая существовала в Крыму более 20-ти лет.

Также в Крыму запрещают проводить любые публичные акции, которые могли бы способствовать сохранению украинской культуры на территории Крымского полуострова. Это касается не только культурных акций ко Дню Независимости или Конституции Украины. Активистам в Крыму запрещают проводить акции в честь дня рождения Тараса Шевченко.

Активисты Украинского культурного центра в Крыму неоднократно подавали заявки на проведение этих акций, но всегда получали отказ от городских властей. А еще – вызовы в прокуратуру, где с ними проводят “воспитательные беседы” и вручают предупреждения о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства.

 

Четвертый способ – это преследование тех, кто публично демонстрирует свою украинскую идентичность с помощью государственных символов и даже национальной одежды. Есть много примеров, когда людей забирали в отделение полиции за украинский флаг, потом суд выносил им наказание в виде штрафов. Также был случай, когда людей за то, что они фотографировались в вышиванках, забрали в отделение полиции, где у них брали отпечатки пальцев, допрашивали и запугивали.

Активисты Украинского культурного центра в Крыму в День вышиванки в Армянском райотделе полиции

Пятый способ – это аресты. Те крымчане, которые не подверглись воздействию пропаганды, на которых не подействовали преследования и запугивания, которые после этого продолжают публично демонстрировать свою культурную и политическую украинскую принадлежность, рискуют стать фигурантами уголовных дел. Под вымышленным предлогом человека могут лишить свободы.

Ярким примером этого является история Владимира Балуха, на доме которого развевался украинский флаг. Поэтому он неоднократно подвергался преследованиям. Были и обыски, и допросы, были аресты под вымышленными предлогами. Но эти методы на него не подействовали, и Балух вывесил на своем доме табличку: “Вулиця Героїв Небесної Сотні”. Сразу после этого ему поступила угроза от местных властей. Затем был обыск, в результате на крыше его дома “нашли” патроны. Сейчас против Владимира Балуха возбуждено уголовное дело. Мужчина находится под стражей в симферопольском СИЗО.

Вот такие разные методы, но цель этих методов одна – уничтожение украинской идентичности крымчан.

Михаил Батрак, для Центра информации о правах человека 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter