А образование, действительно, для всех детей?

Дата: 16 January 2017 Автор: Наталья Гладких
A+ A- Підписатися

Образование для всех детей… Звучит доступно и инклюзивно. Каждый ребенок учится в школе или в учебном заведении или дома (вместе с учителем) в соответствии со своими возможностями. А родители выбирают учебное заведение самостоятельно, учитывая материальные потребности и место жительства.

Образование является процессом подготовки любого ребенка к независимой жизни.

Дети с инвалидностью учатся в специальных учебных заведениях, школах-интернатах и в инклюзивных классах при “массовой” школе. Сейчас Украина на пути внедрения инклюзивного образования во все учебные заведения.

Инклюзивное образование основывается на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучения по месту жительства. В статье 24 Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью, которую ратифицировала Украина, а следовательно и признала право на образование детей с инвалидностью и обязалась обеспечивать реализацию этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей на всех уровнях.

“У меня ребенок с комплексными нарушениями психофизического развития. Он не говорит, плохо ходит, имеет эпилепсию, плохое зрение. Моего ребенка не берут в учебные заведения. Я не знаю, как учить, развивать и воспитывать ребенка. Где найти специалиста, который этому научит?”

Но почему же есть тогда дети, которые за пределами учебных заведений?

Большинство таких детей имеют комплексные нарушения психофизического развития (сочетание нарушений зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, соматических заболеваний в различных комбинациях), разные формы эпилепсии или тяжелые формы инвалидности.

Обучение для детей с инвалидностью является мостиком между “их миром” и реальным миром, развитием навыков для самостоятельной жизни, подбором альтернативной коммуникации и тому подобное. Обучение является фундаментом для будущей жизни ребенка, приобретения профессии, создания семьи. Образование для детей с инвалидностью, особенно для детей с комплексными нарушениями психофизического развития, – это радость жизни, счастье в любой момент, взрыв детской энергии и немая благодарность за то, что тебя понимают и воспринимают таким ребенком, как ты есть.

Сегодняшними реалиями есть ограничение права на образование детей с инвалидностью. Огромное количество историй семей, воспитывающих детей с инвалидностью, являются доказательствами того, что инклюзивное образование является только начальным этапом на пути к безбарьерности образовательного пространства.

“Моего ребенка не принимают ни в одно дошкольное учреждение, потому что у него диагноз – эпилепсия. Я не знаю, как быть дальше? А как же обучение потом?”

“Ребенок имеет тяжелую форму опорно-двигательного аппарата. Сейчас он уже взрослый, но ни одного года не учился в образовательном учреждении. Я не знала, что есть образовательные учреждения, где учатся такие дети. В первое учебное заведение моего ребенка не взяли, поэтому я больше не пыталась отдать его в школу”.

Это небольшое количество историй, связанных с ограниченностью права ребенка с инвалидностью на образование.

Я работаю с одной девушкой, которая имеет комплексные нарушения психофизического развития. Девушка не двигает руками, не говорит, самостоятельно не передвигается, имеет соматические заболевания. Сама она перенесла множество операций, постоянного лечения и приема лекарственных препаратов.

Но учебные занятия для нее стали толчком к счастливому детству, где она может смеяться, слушать музыку, отвечать по-своему под нее, двигать предметы руками, чувствовать собственное тело и значимость того, что она является важной в этой жизни.

Что есть человек, который приходит к ней домой и учит понимать и воспринимать окружающий мир, приносит много интересного, а иногда и необычного. И, возможно, этот ребенок никогда не научится читать и писать, считать и говорить, но точно – радоваться жизни, несмотря на все жизненные обстоятельства и ежедневные приемы лекарств.

“Ребенок имеет множественные нарушения развития. Я ходила в учреждения с ребенком, но специалисты говорят, что не знают, что делать с ним. Поэтому я иду в Институт коррекционной педагогики и психологии учиться, чтобы помочь своему ребенку”.

Коррекционно-развивающая практика с детьми, имеющими инвалидность, показывает, что главным в обучении и воспитании детей есть:

  • видеть ребенка, а не его инвалидность;
  • общаться с ним на равных;
  • играть и взаимодействовать;
  • называть его по имени;
  • не жалеть, а уважать;
  • показать весь окружающий мир;
  • искать нестандартные формы обучения или воспитания;
  • помочь быть независимым и тому подобное.

Инклюзивное образование, право на образование начнут действовать только тогда, когда каждый из нас изменит свое отношение к детям с инвалидностью, изменит жалость на принятие, а главное – будет уважать равенство прав.

Наталья Гладких, учитель-дефектолог (тифлопедагог), социальный педагог

Материал подготовлен в рамках кампании FightForRight

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter