Адвокаты Небесной сотни передали в Гаагский суд новую информацию о преступлениях во время Евромайдана

Дата: 06 October 2016 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

Адвокаты Небесной сотни отослали прокурору Международного уголовного суда (МУС) новое представление о преступлениях во время Евромайдана.

Сейчас в МУС проводят предварительный анализ событий во время Революции Достоинства. Чтобы суд начал полноценное расследование, прокурор Фату Бенсуда должен убедиться, есть ли в Украине доказательства организованности и широкомасштабности преступлений против человечности.

Фактор масштабности означает распространенность преступлений по всей стране, а организованности – создание системы для воплощения преступлений верхушкой страны, объясняет адвокат Павел Дикань.

“Именно такая система и была направлена на совершение массовых преступлений. В Украине существовал предварительный замысел на совершение этих преступлений. Они связаны с единым центром управления, который был их организатором и подстрекателем”, – говорит он.

Однако в материалах, которые передавались в течение 2014–2015 годов Генпрокуратурой и общественными организациями, прокурор МУС не нашел достаточных признаков системности или масштабности.

“Это означает, что в этих материалах было просто недостаточно доказательств, которые были на тот момент исследованы и переданы в Офис прокурора. Их не хватало для надлежащего и полного анализа”, – комментирует Павел Дикань.

Содержание представления

В представлении, который готовили адвокаты Павел Дикань, Роман Маселко, Александра Яценко, Марина Лиличенко, Маркиян Галабала и Виктория Дейнека, описываются совершенные преступления не только в Киеве, но и в других областных центрах по всей Украине.

Защитник Маркиян Галабала говорит, если не считать преступлений, совершенных в Киеве, распространенным в регионах было преследование Автомайдана.

“Привлечение к административной ответственности активистов Автомайдана было по месту регистрации транспортных средств. На втором месте – незаконные лишения свободы, что так же подпадает под статью Римского статута МУС”, – объясняет он.

В своем представлении адвокаты освещали также каждый эпизод Евромайдана в Киеве, начиная с 30 ноября 2013 года.

“Мы пытаемся донести до прокурора МУС, что эти преступления в тот период были не просто реакцией правоохранительных органов на определенные действия со стороны протестующих. Это была целенаправленная деятельность государства на подавление протестных акций в Украине самым разнообразным образом”, – говорит Маркиян Галабала.

Эксперты отмечают, что суд в Гааге привлекает к ответственности преступников, которые были топ-чиновниками в стране.

“МУС не будет сосредотачивать свои усилия на 5 работниках спецподразделения “Беркут”, производство по которым сейчас ведется в Святошинском райсуде Киева. Суд интересуют топ должностные лица – Янукович, экс-глава МВД Виталий Захарченко, экс-глава СБУ Александр Якименко, бывший командир Внутренних войск МВД Станислав Шуляк”, – говорит Маркиян Галабала.

“Последствия решения, к примеру, Европейского суда по правам человека является признание, что государство нарушило требования Европейской конвенции по правам человека. А последствия решений МУС – это ордера на арест и привлечение к ответственности конкретных людей”, – добавляет Роман Романов, руководитель программы “Права человека и верховенство права” Международного фонда “Возрождение”.

 

Для доказательства факта, что преступления во время Евромайдана координировались из центра, эксперты приводят различные показы с материалов Генпрокуртауры. Они указывают, что “есть свидетельства определенных лиц, которые указывают на то, что расстрел активистов 20 февраля был спланирован”. Однако при этом адвокаты отказываются называть имена этих свидетелей в интересах следствия.

“Мы ссылаемся на доказательства, которые также удалось самостоятельно собрать, в том числе о привлечении подавления протестных акций судебной ветвью власти. Ведь решение таких судей изучали дисциплинарные органы – Временная специальная комиссия по проверке судей, Высший совет юстиции”, – рассказывает Маркиян Галабала.

Эксперты розделяют представление на два блока. В первом содержатся материалы уголовных производств Генпрокуратуры, которые адвокаты пытались понятно истолковать для прокурора МУС. Во втором же более чем на 100 страницах они приводят и анализируют доказательства масштабности и организованности атаки на активистов Евромайдана.

Адвокаты убеждены, что для МУС вескими доказательствами будет вручения титушкам оружия. Это, по их убеждению, свидетельствует о привлечении со стороны государства милитаристских группировок.

С обязанностями, но без прав

Правозащитники раскритиковали поправку Администрации президента в конституционных изменениях в части правосудия, которая переносит возможность присоединения Украины к МУС.

Если бы Украина ратифицировала Римский статут, то движение по дела Евромайдана ускорилось бы в суде, считают они.

“Если бы Украина как участница МКС самостоятельно обратилась в суд, то достаточно было бы заключения прокурора, чтобы началось расследование. А так, в случае признания прокурором приемлемости поданных материалов, дело будет передано в Палату предварительного производства суда с ходатайством предоставить санкцию на проведение расследования. То есть единственным следствием отсрочки ратификации Римского Устава является затягивание стадии предварительного изучения в Гааге. Ни на что больше это отсрочка не влияет”, – говорит Павел Дикань.

Роман Романов говорит, что с временной юрисдикцией, которую признал украинский парламент, мы приняли на себя обязанности, но при этом отказались от прав.

“Это странная позиция государства и мы до сих пор не понимаем, почему она такая”, – комментирует он.

Он подчеркивает, что в следующем году в сообществе суда будет самая большая дискуссия, каким образом преступление агрессии в будущем должно охватываться мандатом МУС.

“И вот отложив возможность ратификации Римского статута на три года Украина лишила себя возможности участвовать в этой чрезвычайно важной дискуссии”, – говорит Роман Романов.

Эксперты не знают, сколько времени Офис прокурора будет проводить предварительный анализ событий во время Евромайдана.

Анализ преступлений во время войны в Грузии в 2008 году продолжался шесть лет, говорят они. Однако это не имеет демотивировать общественность и правоохранительные органы, а скорее предоставлять надлежащие материалы, которые позволяют сделать надлежащую оценку. 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter