“Безопасность” в режиме войны – стресс-тест для журналистов

Дата: 17 August 2015 Автор: Виктория Найденова
A+ A- Підписатися

Такое впечатление, что раньше в Украине был один-единственный военный корреспондент – Андрей Цаплиенко. И тот из-за нехватки боевых действий на родине шатался где-то по миру, и мы его в Украине почти не видели. Теперь в военного корреспондента может превратиться каждый журналист – и тот, кто мечтал об этом всю жизнь, и тот, кому только этого “не хватало”. Где будет линия фронта завтра, не знает никто, поэтому всем стоит немного послушать о безопасности.

На тренинге от Национального союза журналистов и Независимого медиа-профсоюза работникам СМИ рассказали, как спланировать поездку на Донбасс, как вести себя в плену и защититься от обстрелов. Повезло там побывать и мне.

На первый взгляд на тренинге для журналистов, из которых кто-то уже не раз был на Донбассе, а кто-то только собирался ехать, все сводилось к месседжу: подумайте, действительно ли вам это нужно? А вы застрахованы? А представляете, что такое плен? А что будете делать, если потеряете редакционную технику? А сколько маршрутов с работы домой у вас есть, и меняете ли вы их периодически? Но в конце концов, безопасность – она ​​и есть где-то на тонкой грани между параноей и обычной осторожностью. А в совокупности с информацией о поведении при пересечении блокпостов, при обстрелах и авиаударах, о планировании поездки в зону военного конфликта все это – навыки, которым должны, наверное, обучать еще в школе, если уж мы понемногу превращаемся в Израиль.

В отличие от других тренингов здесь была такая практика, что практичнее не бывает. Нас вывезли на Лысую гору – и началась физкультура. Научились падать вперед, назад и в сторону – это на случай обстрелов. Ползали, перекатывались, выпадали из автомобиля, с разбега пролезали под препятствиями. А на потом нам анонсировали приезд страйкболистов, которые нас погоняют по уже отработанным упражнениям с таким-сяким, но оружием – страйкбольные пули, если кто не знает, оставляют разве что синяки, а чтобы не выбило глаза, раздали очки (в таком случае пригодятся мотоциклетные, строительные и, собственно, страйкбольные).

Ребята-страйкболисты, когда приехали, устроили “ролевые игры” с пересечением блокпоста. Первый, украинский, мы прошли спокойно – у нас проверили документы, поковырялись в вещах, немного порычали, наставив оружие – в конце концов, пустили.

А на блокпосту боевиков… Те нашли пистолет в нашем багажнике и начали “кошмарить” – это нам была вполне конкретная наука, что машину и водителя, которого нанимают для поездки на Донбассе, надо тщательно проверять на вот такие “сюрпризы”, потому что потом боевикам вряд ли докажешь, что ты не верблюд. А до обещанного “сафари” все же не дошло – то ли действительно уже темнело и мы не успевали, то ли оно и не планировалось, а нас просто хотели проверить на реакцию.

Страйкболисты, кстати, при встрече представились то ли прозвищами, то ли позывными, один вообще сначала ходил в балаклаве, потом расслабился и снял. На второй день тренинга организаторы просили не выкладывать в соцсети фото со вчерашних практических занятий, где попадались бы эти ребята, потому что сами понимаете… Не вопрос, сказали мы.

Крепатура догнала меня, как ни странно, на второй день – как правило, если бывает, то сразу, наутро. А в этот раз утром только вместо локтей и колен появилось четыре шикарных разноцветных синяка, а мышцы в целом отреагировали позже. Кроме того, лишний раз убедилась, что бегаю я медленнее, чем нужно. Но, в конце концов, один из участников тренинга, регулярно бывающий в зоне конфликта, крепкий такой дядька, говорил, что он там вообще не бегает – как-то обходится без этого.

А самыми главными были два месседжа. Один – о поведении в плену. Нужно помнить: даже там, под любыми издевательствами вы все равно остаетесь собой, что бы с вами не делали, все равно это вы. Не отказываетесь от своей морали и этики, и когда-нибудь, когда все закончится – освобождением или побегом – сможете вернуться к себе из этих нечеловеческих условий. Хотя вернетесь не полностью и такими, как раньше, уже не будете.

А второй месседж – от одного из ребят-страйкболистов. Люди на войне, сказал он, приучаются жить в стрессе каждый день, всю жизнь. Это, конечно, делает человека асоциальным, но это его выбор.

И здесь вспомнился еще один персонаж – харьковский “киборг” из 93-й бригады, который приехал прошлой осенью из Донецкого аэропорта на ротацию – загорелый, улыбка с лица не сходит – и среди бесконечных баек так, между прочим, сказал: “Вот побуду немного – и назад. У вас тут… скучно”. 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter