Как граждане на оккупированных территориях могут судиться с Россией в Европейском суде

Борис Бабин

В течение 2014 года Украина подала три межгосударственных заявления в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) о нарушении прав граждан во время российской агрессии.

Мы фиксируем нарушение фактически всех прав, гарантированных Конвенцией и Протоколом к ​​ней. Это касается блока личных прав: право на жизнь, запрет пыток, эффективное расследование нарушений в Крыму, право на справедливый суд, право на свободу передвижения, право на образование, право избирать и быть избранным, право на мирное пользование имуществом, которое принадлежит лицу, право не быть дискриминированным и многие другие.

Анкетирование Минюста

Межгосударственные дела охватывают тысячи различных нарушений, поэтому нельзя ожидать быстрого рассмотрения в ЕСПЧ.

Мы имеем сейчас большую практическую проблему в документировании нарушений, совершаемых государством-агрессором. Государство-агрессор постоянно отказывается от ответственности за преступления. Поэтому мы должны доказывать не только факт самих нарушений, но и факт причастности к ним соответствующих лиц в России. Это огромный вызов. Для решения мы разработали специальный механизм анкетирования людей, чьи права нарушены.

Этот механизм согласован на уровне Министерства юстиции Украины. Он абсолютно приемлем с точки зрения оценки судом доказательств в рамках межгосударственных заявлений.

Анкета обнародована на сайте. Ее надо заполнить собственноручно, подписать и отправить по адресу: Правительственному уполномоченному по делам ЕСПЧ, ул. Городецкого, 13, г. Киев, 01001. Если жалко денег на конверт и марку и т. д., человек может прийти в общественные организации, которые могут этим заниматься. Здесь мы возлагаем большие надежды на общественные организации.

Однако стоит заметить, что анкета не приравнивается к иску в Европейский суд. Мы составляли анкету прежде всего для тех людей, кто не хочет подавать иск по разным причинам. Во-первых, если человек не хочет с этим "заморачиваться". Во-вторых, если хочет, однако очень беспокоится за судьбу собственных родственников и свое имущество на оккупированных территориях Украины. Потому что если вы подаете иск в ЕСПЧ, то вы себя документируете. Этим анонимным анкетированием мы хотим охватить ту категорию людей, которые боятся открыто заявлять о нарушении своих прав.

Если Украина будет иметь огромное количество таких анкет, то она может потребовать от государства-агрессора прекращения соответствующих противоправных действий в отношении, в частности, всех граждан, чьи права нарушены. Анкетирование поможет доказать в суде системность нарушения прав граждан Украины со стороны России.

Своими делами мы не продаем России ни Крым, ни какое-либо предприятие на оккупированных территориях. Мы требуем соответствующих возмещений за потерянную прибыль, возмещения убытков, реституции и восстановления всех нарушений прав во время российской агрессии.

Индивидуальные жалобы в ЕСПЧ

С другой стороны, каждое физическое или юридическое лицо имеет полное право на сегодня подавать индивидуальную жалобу в ЕСПЧ по вопросам нарушения его прав государством-агрессором. Индивидуальные жалобы, в отличие от анкет Минюста, действительно позволят конкретному лицу требовать конкретной компенсации.

На сайте Министерства юстиции в свободном доступе есть соответствующие формуляры по обращениям физических и юридических лиц в ЕСПЧ и соответствующие методические разъяснения по оформлению этих документов.

Юридическая помощь пострадавшим

За юридической помощью можно обращаться в Центры бесплатной правовой помощи. Но иногда дела бывают очень тяжелыми и сложными в доказывании. Безусловно, тогда стоит обращаться к адвокатам, которые имеют практику в ЕСПЧ.

Это значит, что какую-то часть справедливой сатисфакции (10 - 20%) надо отдать адвокатам. Государство делает возможным предоставление бесплатной помощи, но учитывая ситуацию, когда нарушены права миллионов украинцев, мы должны быть реалистами.

Отсутствие национальных механизмов защиты

Как известно, ЕСПЧ требует пройти национальные правовые механизмы, а только потом обращаться к нему. В условиях оккупации территории Донецкой, Луганской области и Крыма национальных механизмов защиты прав, которые Украина установила как государство, не существует.

Украинский закон об оккупированных территориях четко определяет, что на таких территориях не осуществляется соответствующая правозащитная и правоохранительная, судебная деятельность. Это четкая норма, которая действует с апреля прошлого года. Также акты правительства и Верховной Рады Украины указывают на отсутствие на оккупированных территориях деятельности украинских государственных органов, в частности суда, прокуратуры, милиции и так далее. Все эти акты обнародованы. Они вступили в силу. То есть здесь Украина имеет соответствующую нормативную базу.

Поэтому ЕСПЧ не будет требовать от лица проходить соответствующие украинские национальные механизмы.

Но должен заметить - на данный момент еще нет ни одного дела по Крыму и Донбассу. Мы пока, к сожалению, не можем аргументировать эту позицию решениями, но анализ нормативной базы, которой руководствуется ЕСПЧ, дает четкий ответ: нет необходимости проходить национальные механизмы.

Отдельные ангажированные структуры утверждают, что необходимо проходить все российские механизмы. Они это делают не для того, чтобы защитить права людей, а для того, чтобы добавить дополнительные аргументы к позиции "Крым наш". Вот видите, говорят они, люди судятся в российских судах, чтобы дойти до ЕСПЧ.

Бывают случаи, когда гражданин направляет в ЕСПЧ иск против России и Украины, чтобы повысить шансы на компенсацию. В этом случае у суда могут возникнуть вопросы в отношении прохождения национальных механизмов, если этот человек находится на момент подачи заявления под контролем Украины. Это будет выглядеть странно для суда.

Сроки

Сегодня судом установлен срок в шесть месяцев с момента прохождения национальных процедур или с момента нарушения права, в течение которого жалобщик может обратиться в суд.

Этот срок может быть продлен, но нежелательно с этим играть. Надо своевременно подавать заявления в Европейский суд, и не в последний день истечения этого срока.

Однако, такой срок не касается продолжительных нарушений. К примеру, если человек не может пользоваться имуществом или из-за оккупации нарушено ее право на образование. Это продолжительные нарушения. Однако, если человек получил, например, пытки или незаконного заключение, или вынесение незаконного решения органом оккупационных властей, то следует учитывать соответствующие сроки.

Конституционный суд РФ vs ЕСПЧ

Как известно, Конституционный суд России недавно решил, что страна не обязана выполнять все решения Европейского суда по правам человека. Но такое решение совершенно не обесценивает иски граждан Украины.

Во-первых, если у нас есть большие межгосударственные заявления, то основная наша задача - не получить определенное материальное вознаграждение от государства-агрессора, а прекратить нарушение...

Во-вторых, сегодня в России - один политический режим. Никто не знает, что будет через 5 лет или 10. А обязательства перед судом останутся. Если это решение не выполнит Россия, то его выполнит государство-правопреемник России.

Я не считаю это большой проблемой, если даже Россия действительно захочет не выполнять решения ЕСПЧ. Она должна денонсировать в таком случае соответствующую Конвенцию, протоколы и выйти из юрисдикции. Но даже если она это сделает сейчас, у нас будет еще шесть месяцев для подачи соответствующих исков, так как Россия должна пройти соответствующие процедуры в Совете Европы.

К тому же, она имеет много имущества за рубежом. Существует много вариантов исполнения решения ЕСПЧ.

В каких случаях обращаться в ЕСПЧ

Если у крымчанина, который находится в черных списках и вынужден выехать на материковую Украину, умер близкий человек в Крыму, и если он не может поехать на похороны, то это является основанием для обращения в ЕСПЧ.

В этом случае оккупационные органы ограничивают свободу передвижения, ограничивают право на защиту своих прав, ограничивающие право на судебное разбирательство, поскольку они не могут обжаловать это решение в судебном порядке. Здесь можно говорить о дискриминации. Потому что таких людей по политическому признаку не пускают в Крым и т. д. В таких случаях будет огромный букет нарушений, которые государство-агрессор одновременно совершает.

Принудительная паспортизация - это также нарушение статьи 8, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и является дополнительным основанием для обращения в суд.

Гражданин Украины может подавать также иск против России, если у него ухудшилось здоровье из-за отъезда из Крыма. Если он это аргументирует, тогда пусть присылает заявление в ЕСПЧ.

Граждане Украины могут также обращаться в суд, если оккупационная власть экспроприировала их имущество под видом "национализации". В их случае будет нарушение статьи 1 первого протокола Конвенции, а именно нарушение права беспрепятственного пользования собственностью.

Это продолжительное нарушение. Поэтому дата национализации не важна. Вы на данный момент не можете пользоваться вашей законной собственностью, а потому пишите заявление в ЕСПЧ. Необходимы лишь документы, подтверждающие вашу собственность. Если вы можете представить документ, свидетельствующий о незаконном отчуждении, то это тоже будет очень хорошо.

Борис Бабин, профессор, доктор юридических наук, Правительственный уполномоченный Украины по вопросам Европейского суда по правам человека

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Спасибо, информация про ошибку отправлена
Пожалуйста, выберите текст
Вы выбрали много текста
Метки: оккупация Борис Бабин Россия ЕСПЧ Министерство юстиции
x
В чем ошибка?
Связаться с нами
Центр информации по правам человека