Будут ли преследовать украинских военных в Гааге?

Дата: 22 June 2015 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

Эксперты развеивают мифы украинского президента Петра Порошенко и некоторых украинских политиков об опасности для Украины ратификации Римского устава. Ресурсы Международного уголовного суда (МУС) крайне ограничены и он не побежит выполнять пропагандистские прихоти России, однако членство Украины в МУС будет охлаждать “горячие головы”, которые будут думать о массовых зверствах в Украине, уверяют специалисты. Что же такое Международный уголовный суд (МУС) и ратификация Римского устава, какие преимущества получит от членства Украина и сможет ли суд привлечь к ответственности украинских военных, – об этом рассказывают приближенные к МУС специалисты.

Матиас Гельман (Matias Hellman), советник по вопросам международных отношений, член Президиума Международного уголовного суда

Международный уголовный суд – это учреждение, которое создали государства и международные организации. Римский устав МУС был результатом очень интенсивных переговоров между государствами под эгидой ООН. Между 1995 – 1998 годами переговоры увенчались принятием Римского устава.

Идея постоянного Международного уголовного суда старше. Она была заметной в годы после Второй мировой войны, особенно на уровне международных трибуналов, в том числе в Токийском, где рассматривали военные преступления.

Почему государства его создали? Это сделано для того, чтобы справиться с преступлениями, которые вызывают наибольшую международную обеспокоенность: геноцид, депортации, массовые убийства, разрушение мирных населенных пунктов и т. д. Это те преступления, которые вызвали огромные страдания на протяжении истории. Вот отсюда возникла инициатива создать учреждение, которое поможет миру расследовать такие преступления, а самое важное – предотвратить в будущем, основав четкий механизм охраны верховенства права, а также механизм, которому бы доверяли, и помогать в расследовании.

На правовые, правоохранительные системы стран-участниц Международного уголовного суда ложится ответственность по расследованию таких дел. Но если по некоторым причинам этого не происходит, МУС вмешивается в случае необходимости, чтобы заверить, сделать так, чтобы эти преступления не были незамеченными или безнаказанными.

Важно, четко понимать, что МУС – это уголовный суд, и он рассматривает только индивидуальную ответственность лиц. Он не может привлечь к ответственности государства, не может рассматривать претензии между государствами. И это не суд по правам человека, который будет привлечь к ответственности за нарушение прав одного человека.

Международные преступления

Юрисдикция МУС четко определена в его собственном уставе и в дополнительном документе, который описывает составляющие преступлений. Юрисдикция распространяется на уже широко признанные преступления в международном сообществе. Это означает, что практически во всем мире будут преследовать преступления, такие, как геноцид, который обычно принимает форму массовых убийств для уменьшения этнической или религиозной группы; преступления против человечности, которые могут принимать форму убийства, обращения в рабство, депортации, преследования и так далее. Это когда такие преступления совершаются как составляющая масштабного наступления, нападений на гражданское население с подстрекательством, при участии государственной политики.

Международный уголовный суд определяет также третью группу преступлений – это военные преступления, которые являются основополагающими нарушениями правил войны. Скажем, если вы берете в плен вражеских комбатантов, то их нельзя убивать. Они должны быть где-то заключены. Вы можете атаковать войска противоположной стороны, но не можете атаковать мирное население.

Применение оружия не должно наносить излишнего ущерба гражданским объектам. Все эти законы и правила принимают большинство государств, включая Украину, которая является участницей Женевской конвенции и Конвенции о неприменимости срока давности к преступлениям против человечности и военным преступлениям. Не забываем, что Украина подписала большинство конвенций о правах человека.

Принятие юрисдикции МУС – это добровольный акт государства, который делается путем ратификации Римского устава. Можно в суд также подать декларацию, собственно Украина и сделала, отправив декларацию о признании юрисдикции в отношении преступлений, относящихся к периоду до 22 февраля 2014 года. В таком случае прокуратура МУС анализирует имеющуюся информацию для того, чтобы определить, были ли в Украине в настоящее время совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС, не были ли они уже расследованы украинскими судами.

МУС как независимый орган

В любом случае, ратификация это или декларация, государство должно признать юрисдикцию МУС безоговорочно. Вы не можете признать юрисдикцию в отношении одной стороны конфликта. Суд в Гааге как независимый орган будет определять ответственность любой стороны конфликта и соответственно привлекать к ответственности конкретных лиц.

Так же прокурор будет решать, кого преследовать в каждом случае. Прокурор идет к судьям МУС со своими обвинениями, а судьи уже смотрят и определяют, есть ли основания полагать, что тот или иной человек совершил преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда.

В системе МУС есть четкие процедурные предохранители, которые предотвращают политические или любые другие манипуляции с Международным уголовным судом. Никто не сможет заставить МУС сделать что-то, что не совпадает с мандатом этого суда. Нельзя манипулировать так, чтобы суд преследовал за то, чего нет в Римском уставе. Кроме того, суд рассматривает дела, в которых есть доказательства, свидетельства того, что совершены преступления.

Сами 18 судей МУС происходят из разных стран, что обеспечивает широкую представленность государств-участников. Все судьи должны быть гражданами того или иного государства-участника МУС и они вместе обеспечивают честность и справедливость на каждой стадии.

Нагрузка работы суда

123 государства стали участниками суда. Это почти две трети суверенных государств мира. Почти все демократические страны вступили: Европа, почти вся Южная Америка, 60% африканских стран. Только в Азии остаются пробелы в членстве, но и там количество растет. Мы надеемся, что вскоре присоединится еще больше стран.

Сейчас МУС проводит расследование в восьми странах: в Уганде, Демократической республике Конго, Судане, Южной Африке, Кот-д’Ивуаре, Мали и Ливии.

В большинстве ситуаций сами эти страны передали дела на расследование МУС, это означает, что они официально обратились в суд с просьбой расследовать их. И кроме этого прокурор суда решает, есть ли основания для официального расследования в Афганистане, Колумбии, Грузии, Гвинее, Гондурасе, Ираке, Нигерии, Палестине и Украине.

Сейчас у нас 29 дел, в которых задействовано более 35 человек. Суд готовит несколько окончательных вердиктов о виновности или невиновности подозреваемых. Некоторые дела будут доведены до суда. В МУС важную позицию занимают жертвы что является одной из составляющих традиций гражданского права европейского континента, англосаксонского обычного права и системы, которая распространена во многих европейских странах. Жертвы и пострадавшие могут участвовать в слушаниях и потребовать репараций или возмещения от суда за эти преступления, которые они пережили.

Последствия ратификации Римского устава

Как я уже упомянул, юрисдикция МУС распространяется на международные преступления, совершенные на территории вашей страны любым человеком, любого гражданства и в том числе совершенные вашими гражданами.

Присоединение к Международному уголовному суду также несет определенные обязательства, из которых самое важное – полное сотрудничество с судом. МУС играет традиционную функцию, а государства-участники – функцию принуждения. У самого суда нет полиции. На каждом этапе процесса МУС требует сотрудничества государства. Суд самостоятельно не может воплощать в жизнь свои решения, поэтому это возлагается на государства. Представление следователями доказательств, документов, явка с повинной или арест подозреваемого, имущества и капитала под следствие, обеспечение доступа к свидетелям, выдача виз служащим, официальным лицам МУС или виз для свидетелей преступлений, чтобы они прибыли в Гаагу, – во всем этом должны помогать правоохранители страны-участницы.

Страна-участница суда обязана также вносить вклад в бюджет МУС вместе с другими 123 государствами. Есть четкая формула, которая помогает вычислить долю бюджета. И это такая же формула, как и в ООН. Это значит, что большие страны платят больше, а маленькие или развивающиеся – меньше.

Преимущества ратификации

Наибольшая польза для многих стран – это правовая защита, которую дает вам членство в МУС. Потому что ратификация означает, что если кто-то пытается совершить такие преступления на вашей территории, то они станут потенциально преследуемыми, а, возможно, их можно будет арестовать в любой из 123 стран-участниц МУС.

Во-вторых, когда страна присоединяется к Международному уголовному суду, она всему миру посылает мощный сигнал, что они поддерживают мир и безопасность, и они уважают базовые принципы международного права. Кроме того, это вклад в глобальные усилия для того, чтобы не дать безнаказанности господствовать в любой части мира.

Так что речь идет не только о вашей стране, но и о коллективном, глобальном усилии по предотвращению преступлений во всем мире. Кроме того, ратификация устава – это выражение солидарности с жертвами международных преступлений в мире.

И, в-третьих, ратификация Римского устава будет означать, что ваша страна сможет также полностью участвовать в решениях Ассамблеи по очень важным вопросам, таких, как дискуссии по изменению правовых рамок МУС, избрание судей, решения по бюджету. То есть вы становитесь членом большого сообщества государств, разделяющих ценности мира, безопасности и международного права. Кроме того, я бы сказал, что присоединение к МУС – это шаг к более безопасному будущему как в национальном, так и в глобальном плане.

Алекс Уайтинг (Alex Whiting), профессор практики, Гарвардская школа права

Я имею опыт прокурора в Международном уголовном суде в секции преследования и расследования, а до этого я работал в Югославскому трибунале. 5,5 лет был там прокурором в различных делах.

Кажется, в Украине побаиваются, что если Украина ратифицирует Римский устав, то на следующий день здесь будут международные расследователи с наручниками для того, чтобы взять украинцев под арест и перевезти их в Гаагу.

Я должен заверить, что такого не будет! Я хочу рассказать вам с точки зрения прокурора, каковы же задачи и приоритеты суда, а также о стадиях, различных выводах, которые должен сделать Международный уголовный суд.

Бояться нечего, потому что МУС сосредоточивает внимание только на случаях очень серьезных зверств, которые намеренно управлялись с очень высоких уровней.

Если вы посмотрите на те дела, которые суд расследовал в Уганде, Конго, Ливии, Судане, вы увидите, на каких делах сосредотачивается суд. Это очень серьезные, массовые зверства, которые управляются из высокого уровня.

На самом деле, когда нам подают дело, то практически нет никаких споров, наше ли это дело. Если суд когда-либо возьмется за дело в Украине, то все согласятся с тем, что это дело Международного уголовного суда. Поэтому нечего бояться.

На что обращает внимание суд, решая, взяться ли за дело? Во-первых, он сосредоточивает внимание только на преступлениях. А преступления – это только умышленные действия. Суд будет смотреть, намеренно ли наносились страдания гражданским. Очень плохо, что гражданские люди гибнут во время войны. Но речь идет о том, применяется ли специально, непропорционально, чрезмерно, или когда определенную группу делают мишенью уничтожения.

Во-вторых, суд берется за дела, только если совершение преступлений является политикой в ​​стране.

Конечно, в каждой войне будет определенный уровень преступной деятельности. Это такая черта, присущая войне. Обязательно найдутся солдаты или части, которые будут совершать преступления на низшем уровне. Однако это обязанность военных и военных правоохранителей – разбираться с этими преступлениями. А Международный уголовный суд занимается эти делами, только если существует политика, направленная на осуществление таких преступлений.

В-третьих, суд будет расследовать эти дела, если есть доказательства, материальная база. Это очень важно! Суд не будет дальше двигаться по делу, если будет видеть, что не хватает доказательств, или если кто-то говорит, что определенное событие является преступлением. То есть если кто-то говорит: “Вот слушайте, МУС, вот там есть преступление!”. Здесь преследование не начнется. Суд начнет действовать, если будет предоставлена доказательная база, что преступления действительно произошли.

Я хочу подчеркнуть, что суд начнет действовать, если нет преследования в национальных рамках. Если Украина говорит, что наш суд не может здесь действовать. Украине надлежит решать, заниматься МУС этим делом или нет.

Во-вторых, суд будет работать только в перспективе. Только с момента ратификации Римского устава наступает юрисдикция МУС. Обратного действия юрисдикции суда нет. С ратификацией Римского устава все в мире будут предупреждены.

Суд имеет сложную процедуру и стадии проверки фактов преступлений. Судьи должны одобрить все, что делает прокурор. Не может быть ареста, не может быть дела суда без приговора судей. Сначала нужно, чтобы вынес решение прокурор, а затем судьи. И система проверки и сдержек очень сложна и эффективна. Как прокурор, я вам скажу, что порой она слишком сложна, и я еще раз хочу подчеркнуть – нечего бояться.

Суд имеет очень ограниченные ресурсы. У них очень много работы. Они расследуют дела в восьми различных странах. Они чрезвычайно заняты. У них сотни дел, которые очень серьезны, которые они должны рассматривать.

То есть суд не ищет себе работу. Он не придет сюда в Украину искать себе дела. Они скорее пытаются избежать получения новых дел. Поэтому не бойтесь Международного уголовного суда.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter