Можно ли лечить раковую опухоль судебной системы подтяжкой лица?

Дата: 26 August 2015 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

“Президент, комментируя приговор Сенцова и Кольченко, сказал, что в России нет для украинцев справедливого суда. К сожалению, справедливого суда нет и в Украине”. 

Об этом отметил заместитель главы правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида.

Накануне одобрения проекта изменений в части правосудия эксперты призвали Конституционную комиссию и президента рассмотреть предложения от общественности.

Эксперты утверждают, что вопреки выводам Венецианской комиссии проект сохраняет многоуровневую и запутанную судебную систему, не предусматривает обновление судейского корпуса и усиливает зависимость судей от политических органов, в частности от президента. 

Политическое влияние на судей

Роман Куйбида объясняет, что влияние на судей будет осуществляться через их карьеру: “Все переводы будет осуществлять президент. Вы в тексте изменений в Конституцию этого не найдете, потому что этот перевод скрыт в формуле назначения судей на должности“. Эксперт добавляет, что следует согласиться с Венецианской комиссией, которая отметила, что после назначения на должность судьи политические органы должны быть отстранены от решения вопросов карьеры судьи. Поэтому предлагает, чтобы полномочия по переводу были четко записаны в функциях Высшего совета правосудия или Высшего совета юстиции.

“У нас такие же Сенцовы были во время Евромайдана. Их не спрашивали, кто они, где они были, их просто бросали в тюрьмы. Это те же 20 лет. Люди могли сесть за решетку до 15 лет, и это просто за то, что они вышли на улицу. Понятно, Сенцов – враг России, а наши граждане не являются врагами Украины. И таких людей насчитывалось до тысячи”, – утверждает член Временной специальной комиссии по проверке судей, адвокат Петр Варишко

Оценивая и вспоминая давление на следственную комиссию, которое оказывает судебная система, Петр Варишко характеризует ситуацию как “критическую”.

“Ситуация не просто вопиющая, она критическая на сегодняшний день. И только благодаря полной перезагрузке судебной системы, а не оболочки, как это пытается сделать, на мой взгляд, Администрация президента вместе с Конституционной комиссией, может быть качественное наполнение”, – говорит Петр Варишко. Эксперт добавляет, что вершить правосудие должны высоконравственные, честные, порядочные люди.

Эксперты убеждены, что ни президента, ни Верховную Раду, несмотря на то, что Венецианская комиссия допускает такую ​​возможность, не нужно допускать к формированию Высшего совета правосудия.

Так, Роман Куйбида отмечает, что сегодняшними изменениями в Конституцию предусматриваются политические влияния даже в назначении Генерального прокурора.

“Как и в действующей Конституции, на эту должность будет назначать президент, но по согласию Верховной Рады. Это исключительно политический способ назначения, который не предусматривает конкурса. То есть главный критерий, которым будут пользоваться политические силы – это лояльность“, – говорит Роман Куйбида.

Открытый конкурс, как в полиции

Эксперты настаивают на переназначении всех судей с помощью прозрачной процедуры по принципу патрульной полиции. 

Во-первых, такие инициативы не предусматривают одновременного разрушения всей действующей судебной системы, подчеркивает эксперт Реанимационного пакета реформ Тарас Шепель. Они предусматривают формирование новой судебной системы. При этом старая будет работать, постепенно передавая дела новым судьям. Эксперты предлагают ввести отбор судей, в котором могут принимать участие как действующие судьи, так и другие специалисты, которые сдадут экзамены и будут отвечать требованиям, предъявляемым к судье.

Только через переназначение всех судей мы получим обновленный судейский корпус”, – заключает Тарас Шепель, добавляя, что это предложение подвергается крайне мощной критике со стороны многих юристов, власти и особенно судей. 

Роман Куйбида не соглашается с мнением некоторых членов Конституционной комиссии, что, дескать, нет конституционных оснований для того, чтобы судьи проходили открытый конкурс на должности.

Основания есть. Мы должны сформировать новую систему. Это требование Венецианской комиссии, которая говорит, что судебная система должна быть упрощена. Она не должна иметь четыре уровня. Сегодняшние изменения в Конституцию от Конституционной комиссии добавляют еще пятый уровень. Чтобы обратиться в Европейский Суд по правам человека, гражданин должен пройти местные суды, апелляционные, высшие специализированные, Верховный суд и потом еще и с жалобой обратиться в Конституционный суд. Это много, потому что это полностью сводит на нет право на судебную защиту, потому что так тратится время“, – объясняет Роман Куйбида. 

Эксперт Реанимационного пакета реформ, судья Михаил Жернаков был более образным в своих высказываниях.

В одном интервью господин Алексей Филатов (заместитель главы Администрации президента Украины – ред.) сказал, что переназначение всех судей – это все равно, что лечить головную боль гильотиной. Я хочу напомнить, что причины этой головной боли – это не просто головная боль, а раковая опухоль на теле судебной системы. К сожалению, то, что они там предлагают – это то же, что лечить раковую опухоль подтяжкой лица, чего мы не можем допустить“, – замечает Жернаков.

Как известно, согласно результатам соцопроса Фонда “Демократические инициативы имени Илько Кучерива”, украинским судам доверяют только 9% опрошенных украинцев. Недоверие им высказали 81%.

Фото Олега Шинкаренко (вверху) и Николая Мирного

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter