Декриминализация наркотиков: рецепты от Ричарда Брэнсона

Дата: 02 May 2015 Автор: Виктория Лазаренко
A+ A- Підписатися

Наркозависимость – это медицинская проблема, а не преступление, за которое должно быть предусмотрено заключение. Об этом говорят как мировые, так и отечественные эксперты и приводят свои аргументы.

В Национальном университете “Киево-Могилянская академия” британский миллиардер, основатель Virgin Group сэр Ричард Брэнсон принял участие в экспертной дискуссии по наркополитике. С 2011 года он является членом Глобальной комиссии по наркополитике – влиятельного неформального органа, в который входят 15 бывших президентов разных стран, бывший генеральный секретарь ООН и другие эксперты.

Вопреки табу

Перед дискуссией гости и участники посмотрели документальный фильм “Ломая табу”, который рассказывал, как в разных странах мира боролись с потреблением наркотиков, пока не были вынуждены признать, что политика запрета привела к многочисленным жертвам. И эта борьба, на которую тратились сотни миллиардов долларов, оказалась неэффективной, поэтому нужно искать другие способы решения проблемы.

Глобальная комиссия по наркополитике в 2011 году предложила вообще изменить характер борьбы с распространением наркотиков. Речь не шла о том, чтобы “заменить войну миром”, а скорее о том, чтобы с помощью более разумных инструментов делать так, чтобы люди не начинали употреблять наркотики. Введение подобных изменений во многих странах зависело от того, насколько активно общество требовало этого от своего правительства. Довольно часто политики не лоббируют этот вопрос, так как боятся потерять поддержку своих избирателей, большинство из которых не считает его актуальным.

В то же время, как отмечено в отчете Глобальной комиссии по наркополитике, внедрение заместительной героиновой терапии, например, в Швейцарии привело к тому, что количество новых зарегистрированных наркозависимых в Цюрихе в 1990 году составляло 850 человек, а к 2005 году их количество сократилось до 150. Также на 90% снизился процент имущественных краж среди участников героиновой программы. А в Голландии, где была введена практика выдачи героина по рецепту, количество героиновых наркозависимых сократилось до 18 тысяч в 2008 году – по сравнению с 28-30 тысячами в 2001-м. 

Эксперты исходят из того, что наркозависимость – это медицинская проблема, а не преступление, за которое должно быть предусмотрено заключение. И бороться с употреблением наркотиков надо не потому, что это незаконно, а потому что они лишают человека свободы выбора и способности принимать решения, говорят авторы фильма. 

Дискуссия в Киево-Могилянской академии состоялась в рамках глобальной кампании против репрессивной наркополитики “Support. Do not Punish” (“Поддержать. Не наказывать“), которая уже третий год проходит в разных городах мира, в том числе и в Киеве накануне Международного дня борьбы с наркотиками и их незаконным оборотом, который отмечается 26 июня. 

Ричард Брэнсон рассказывает: “Война с наркотиками продолжается уже пятьдесят лет, и она принесла столько разрушений и горя многим людям… И невероятным является то, что правительства вообще ничего не сделали по этому поводу за столько лет. Почему я сегодня здесь? Мне рассказали, что Украина – худшая из всех стран мира в этой войне с наркотиками. И это страна, которая боролась за свою свободу, и сейчас борется! Люди, которые курят коноплю или употребляют другие наркотики – такие же члены общества, как и все остальные. Новому правительству нужно провести радикальные реформы, чтобы наркополитика не была в сто раз более жесткой, чем в России“. 

Эксперт приводит в качестве успешного примера Португалию, которой удалось снизить показатели ВИЧ и потребления наркотиков благодаря декриминализации. 

В Португалии была большая проблема с героином, и президент страны решил побороть ее полной декриминализацией всех наркотиков, в том числе и героина. И он сказал, что никогда больше никого за наркотики сажать не будет. Там построили клиники, и люди, которые имеют проблемы с героином, могли придти туда, получить метадон, чистые шприцы, помощь социальных работников. Это стоило на две трети дешевле содержания наркозависимых в тюрьме. За последние десять лет эти люди уже избавились от своей проблемы и стали полезными членами общества. Распространение ВИЧ приостановилось, поскольку люди смогли получать чистые приборы для инъекций“, – рассказывает сэр Ричард Брэнсон. 

По словам гостя, во многих странах разрешено употребление марихуаны в медицинских целях: люди могут применять ее вместо того, чтобы покупать химические препараты в аптеке. По его мнению, она помогает тысячам людей облегчить свои симптомы, не позволяет им скатываться до жалкого состояния. 28 штатов Америки разрешили медицинскую марихуану, пять – вообще легализовали продажу. По мнению сэра Ричарда Брэнсона, гораздо лучше, когда средства от продажи идут в государственный бюджет, а не становятся прибылью организованных преступных группировок.

“Другая” война, в которой пока проигрывает Украина

Ричард Брэнсон также обратил внимание, что на встречу не явился приглашенный министр здравоохранения Александр Квиташвили: “Желательно, конечно, чтобы министр здравоохранения здесь присутствовал. Он имеет возможности осуществлять радикальные реформы наркополитики, сделав ее такой же, как в Португалии, Швейцарии, Германии, некоторых штатах Америки. Для того, чтобы Украина не оставалась наиболее угнетенной страной в этой сфере, страной, где значительно больше героиновых наркозависимых, ВИЧ-позитивных, где распространена бедность, и гораздо больше людей в тюрьмах, чем в других странах“.

По словам Брэнсона, ситуация в Украине ухудшается из-за коррупции в правоохранительной системе – у людей, задержанных за 5 грамм конопли, милиция требует взятку, и те, кто не могут ее дать, остаются в заключении. Поэтому с коррупционерами, по мнению миллиардера, надо действовать “драконовскими методами”.

Также он отметил, что несмотря на подлую войну на востоке Украины, которую нужно остановить, не стоит забывать и о других “войнах”, одной из которых является ситуация с наркопотреблением: “Новое правительство имеет настоящую возможность гуманизировать законодательство. Если вы поговорите с любым министром с глазу на глаз и спросите: “Если бы ваши дети или ваши братья и сестры имели бы проблемы с наркотиками, вы бы хотели, чтобы они попали за решетку?”. Никто бы не сказал “Да”. Украина – уже банкрот, надо экономить деньги, а лучший способ для этого – сделать так, чтобы люди перестали попадать в суды, тюрьмы, потому что все это – бешеные деньги из бюджета. Огромные силы и время сотрудников милиции и таможни тратятся на то, чтобы поймать тех людей, которые используют наркотики. Но это надо прекратить, надо тратить эти деньги на образование и медицину“.

Исполняющий обязанности главы Государственной службы по контролю за наркотиками Олег Дзисяк утверждает, что в Украине в последнее время очень изменилось отношение к людям, больным наркозависимостью. Также была разработана стратегия по наркополитике, один из принципов которой – принцип гуманистического отношения.

Общество должно отнестись к человеку, который имеет диагноз “наркозависимость”, прежде всего как к человеку с его правами и свободами. Ибо мы теряем “боевую” единицу, здорового члена общества. Государство вместо того, чтобы получать развитие, тратит огромные деньги на лечение, не говоря о большом криминогенном аспекте и отсутствии будущего“, – говорит Дзисяк.

Однако, как позже отметили эксперты в ходе дискуссии, стратегия, о которой говорил Дзисяк, действительно была подписана в 2013 году Виктором Януковичем, в ней хорошо прописаны и декриминализация, и порядок доступа к наркотическим лекарственным веществам, и гуманизация подхода, но до сих пор эта стратегия фактически не выполняется.

Кого наказывают?

По словам эксперта по наркополитике и кандидата юридических наук Школы здравоохранения Национального университета “Киево-Могилянская академия” Зоряны Черненко, наркополитика наказывает не только наркозависимых – от нее страдают и те больные, которые не могут получить наркотические препараты в том количестве, в котором необходимо. Здесь проблема в сильной стигматизации людей со стороны врачей, правоохранителей и “обычных” людей, в вечном подозрении в том, что такие больные могут затем продать полученные препараты.

Зоряна Черненко отмечает: “Есть и другой аспект: врачи не хотят иметь дело с наркосодержащими лекарственными препаратами – каждый раз они видят за собой прокурора и милиционера. Кто-то снова наказывает того, кому это действительно жизненно необходимо. И это тоже наркополитика“.

По ее словам, принятием отдельных постановлений или законов ситуацию не изменить, нужна широкая дискуссия в обществе по этой проблеме.

В Украине, по данным международных организаций, насчитывается почти 300 тысяч потребителей инъекционных наркотиков и около 250 тысяч официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных. Почти 90% потребителей наркотиков в Украине имеют гепатит С. Уголовной ответственности за употребление наркотиков как таковой нет, но есть административная, и есть порог, с которого начинается уголовная ответственность – он составляет 0,005 грамма. Эксперты утверждают, что это мизерное количество, которое может содержаться даже в остатках в пустом шприце. И это в 100 раз меньше, чем порог начала уголовной ответственности в России. Первый раз при задержании за наркотики в Украине человек получает до 3 лет лишения свободы, при повторном задержании – до 5 лет. Каждый 10-й осужденный в Украине – именно за наркотики. 80% этих людей осуждены за такие объемы, в отношении которых в большинстве стран Европы и развитых стран мира не предусмотрена даже административная ответственность.

Военный конфликт в Украине еще больше осложнил и без того непростую ситуацию с наркозависимыми. Например, 800 крымских пациентов заместительной поддерживающей терапии почти год назад были лишены ее из-за оккупации полуострова Россией. На Донбассе уже более 700 пациентов, получавших лечение метадоном и бупренорфином, были вынуждены прекратить его из-за отсутствия препаратов в зоне боевых действий.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter