Для декоммунизации закона о люстрации недостаточно – эксперты

Дата: 31 March 2015
A+ A- Підписатися

Украина в процессе декоммунизации должна принимать во внимание опыт и ошибки Польши, Чехии и Германии, чтобы построить свою эффективную институцию.

Об этом сегодня заявили эксперты на круглом столе “От диктатуры к свободе: механика изменений”, сообщает корреспондент Центра информации по правам человека.

Владимир Вятрович, глава Украинского Института национальной памяти, напомнил, как начался процесс декоммунизации в конце 80-х годов.

Открытие правды о преступлениях тоталитарного режима было одним из инструментов борьбы против коммунистической власти“, – отметил он.

По словам эксперта, настроения тогда кардинально изменились.

Историки, писавшие о достижениях коммунистической власти, в конце 80-х начали писать о ее преступлениях. Доходило до того, что КГБ начал расследовать преступления своих предшественников“, – напоминает Вятрович.

Но процесс этот не был завершен. О люстрации активно говорили только несколько месяцев, сразу после обретения Украиной независимости, а затем процесс люстрации подавали как “охоту на ведьм” – вероятно, делалось это сознательно, с целью дискредитировать этот процесс. В итоге при власти Януковича из учебников начали убирать разделы, считавшиеся антикоммунистическими, вернулась цензура, появились политические заключенные, стало даже возможным установление памятника Сталину в Запорожье, рассказывает Вятрович.

Одним из недостатков процесса декоммунизации в Украине он считает то, что не был создан специальный государственный орган, который бы занимался люстрацией.

Такое замечание высказывала и Венецианская комиссия. Министерство юстиции недавно заявило, что готово к созданию такого органа“, – отметил Вятрович.

Однако “Закон об очищении власти”, которым руководствуются в процессе люстрации, имеет свои недостатки. В частности, под люстрацию подпадают сотрудники и агенты КГБ, а не военнослужащие. Это, по словам Вятровича, создает лазейку, которая позволяет большому количеству работников КГБ избежать люстрации и продолжать работать на своих должностях. Также мешает то, что люстрационная проверка по законодательству ограничена во времени – таким образом, человек может успешно пройти проверку просто потому, что соответствующую информацию о нем не нашли.

Абсолютное большинство документов об агентуре КГБ уничтожено. Часть, по неподтвержденным данным, вывезена в Москву. Другая часть информации касается отдельных агентов и не позволяет в полной мере их идентифицировать“, – добавляет глава Украинского Института национальной памяти.

Он отмечает, что для масштабной декоммунизации существующего закона о люстрации недостаточно. Поэтому сейчас институтом разработан соответствующий пакет законопроектов, касающихся доступа к архивам советской власти, правового статуса и почтения памяти участников борьбы за независимость Украины, реабилитации жертв политических репрессий, осуждения коммунистического режима.

Радослав Петерман, заместитель директора Люстрационного бюро Польского Института национальной памяти, говорит, что его страна прощается с тоталитарным прошлым уже более 20 лет, она имеет опыт немецкого и советского тоталитаризма, глубоко укоренившийся в польском сознании.

Ваше общество тоже достаточно долго будет прощаться с опытом тоталитаризма. Сколько это будет продолжаться, никто вам не скажет – возможно, это будет 5-10 лет, а возможно, как у нас – 25“, – отмечает Петерман.

По его словам, в польском обществе при обсуждении вопросов люстрации очень редко говорили о необходимости наказания лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом, и отмечали, что нужно говорить о логике примирения, а не о логике справедливости. Петерман отмечает: “Логика примирения ведет в никуда, так как после этого приходит нарушение понимания границы между добром и злом, правдой и ложью. Так в определенный момент кто-то может сказать: “Простите, я не воровал, я просто брал взаймы” или “Я не убивал, я устранял проблему”. Поэтому к этой логике нужно подходить очень осторожно“.

Люстрации в Польше оказывалось огромное сопротивление. В этом процессе поляки уделяли внимание выявлению фактов сотрудничества с коммунистическим режимом и дальнейшему запрету таким лицам занимать государственные должности. Этот второй этап, который и является декоммунизацией, в Польше не был проведен до конца, в частности в судебной системе, и до сих пор страна испытывает последствия незавершенности этого процесса, говорит заместитель директора Люстрационного бюро.

Процесс люстрации в Польше продолжается: польские чиновники заполняют так называемые люстрационные декларации, где указывают, сотрудничали ли они с коммунистическим режимом. Сейчас зарегистрировано 300 000 таких деклараций, из них уже проверено 45 000. В суд было направлено 600 заявлений, по 300 из них суд пришел к выводу, что лицо указало в декларации недостоверные данные. Петерман отмечает, что критерием является не то, был человек агентом или нет. Наказывается не сам факт сотрудничества, а его замалчивание. Если чиновник признается, то единственным последствием является обнародование этой информации. Если же окажется, что факт был скрыт, то человеку запрещают занимать государственные должности на срок от 3 до 10 лет.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter