Два часа стыда, зато два дня в Женеве? Или как украинские чиновники отчитываются в ООН по дискриминации

Дата: 12 August 2016 Автор: Ирина Выртосу
A+ A- Підписатися

Особенно стыдно за наше государство, когда слушаешь доклад Украины в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации. Потому что украинские чиновники уже не просто “глаз замыливают” своим гражданам. А теми же самыми “бумажными отмазками” пытаются “успокоить” международное сообщество, мол, дискриминации у нас нет.

Кроме того, что Украина опоздала более чем на год, с подачей отчета (на это частично закрыли глаза члены Комитета), и соответственно данные о преодолении дискриминации стали частью не актуальны на фоне других серьезных событий.

Наше государство еще и смогла вместо реальных шагов говорить цитатами скучных и малоинформативных, но таких привычных сердцу отчетов. И если украинские журналисты, читая их, научились глотать слезы и искать в них информацию для людей, то члены Комитета громко сказали: «Тпр-р-р … А теперь подавайте нам факты!”.

СПРАВКА: 14 сентября 2011 года от Комитета по ликвидации расовой дискриминации (далее – Комитет) Украина получила 32 рекомендации, которые обязалась выполнить за четыре года в рамках 19-21 периодического доклада Украины (CERD/C/UKR/19-21). 11-12 августа украинская делегация имела возможность отчитаться.

Формат работы таков: Комитет ставит вопрос – украинская делегация (а по сути – государство Украина) должна оперативно отреагировать и дать на них содержательный ответ.

Комитет: Учитывая незначительную статистику – уголовных производств по статье 161 Уголовного кодекса – у вас нет преступлений на почве ненависти? А как же быть с жестокими побоями темнокожих болельщиков представителями фан-клуба “Динамо” во время недавнего футбольного матча? Блогеры даже сообщали об участии в этом вооруженного формирования “Азов”.

Почему международные футбольные институты зафиксировали по Украине 51 инцидент, которых можно рассматривать, как преступления на почве ненависти? Можно воспринимать такую ​​низкую статистику, как то, что полиция, прокуратура не хотят расследовать дела и им легче “вести” их как хулиганку?

Из доклада основного докладчика ООН по Украине. “Я получил английский текст статьи 161 … из интернета. В статье все просто и логично. Но я удивлен, что нужно доказывать, что определенная ситуация случилась в общественном месте, что имело место преступления на почве ненависти … Только суд может установить это, почему же это определяет некий эксперт? Есть ли ограничения в Украине по статье 161? “

Комитет: Вы говорите, что в Украине нет дискриминационного давления в отношении национальных меньшинств.

Например, что с российской аннексией ситуация с дискриминацией ухудшилась в Крыму. А что, до того все было замечательно? И сейчас – созданы ли условия для реализации своих прав крымских татар, которые переселились (в частности, в Херсонскую область – авт.): право на образование на родном языке, возможность трудоустройства и тому подобное.

Почему полиция не проводит расследование, когда ромы сталкиваются с насилием? Почему в отношении ромов применяет расовый профайлинг?

Из ответа представителя Нацполиции: “У нас нет дискриминации в отношении нацменьшинств. Например, у нас есть Хатя … Хатия, грузинка по национальности. У нас есть еще армяне, два армянских генерала. Мой коллега на половину ром, и он очень этим гордится …”.

Комитет: Если вы говорите, что существует Стратегия по защите ромов в Украине, скольким реальным людям она помогла?

К слову, в Украине даже нет точной статистики ромского населения. Если в соответствии с государственной статистики 48 тысяч человек (Андрей Юраш, представитель Министерства культуры, озвучил цифру только в 40 тысяч – авт.), то общественные организации насчитывают почти в десять раз больше – 400 тысяч человек. Юраш пообещал в следующем году совместно с Международным фондом “Возрождение” посчитать ромов.

Комитет: Если вы говорите, что интеграция ромов продолжается, и дети пошли в школу, а взрослые получили паспорта, почему же до сих пор остаются сегрегированные учебные заведения, большинство ромского населения проживают в нищете, не имеют возможности найти работу, а медицинские услуги, как правило, им недоступны?

Из доклада Украины: В 2015 году 2000 ромских детей пошли в детский сад, 12 тысяч ромских детей учились в средней школе, 2 ромских выпускника стали студентами университетов.

Члены Комитета не уставали спрашивать: и о реальной защите беженцев и искателей убежища в Украине, и о защите граждан на линии разграничения на Донбассе, и о защите от дискриминации в таких “новых” для Украины сферах, как спорт и реклама, и о притеснениях религиозных свобод, и о реализации права на родной язык представителям национальных меньшинств.

Украина, не моргнув, уверенно отчиталась, как преодолевает дискриминацию. Приводила статистику (правда данные устаревшие и неполные), перечисляла все школьные мероприятия о национальных днях (собственно, это мало интересует Комитет), как можно большее называла цифру, где гражданин Украины может защититься от дискриминации (хотя из перечисленных шести органов только Офис Омбудсмена имеет более или менее выписаны полномочия, прокуратура, суды и “другие органы власти” пока малоэффективны) …

В бочке дегтя я могу найти разве что одну ложку меда.

Украина на международном уровне заявила об открытом перечни признаков в антидискриминационном законодательстве, по которым запрещена дискриминация в нашем государстве. А это значит, что любой признак, который не прописан в законе черным по белому, все равно является основанием для защиты.

Еще каких-то два-три месяца назад об этом я ни одного “задокументированного” слова не слышала.

Кстати, во время отчета Украины в ООН по противодействию дискриминации в Одессе суд запретил проведение Марша равенства.

К сожалению, пока четких месседжей, что Украина имеет реальный и эффективный механизм защиты от дискриминации, не прозвучало.

Если Украина так докладывает о дискриминации, напрашивается несколько выводов.

Или наши чиновники не умеют или не хотят подавать качественную информацию.

Или до конца не понимают важность проблемы дискриминации. Да и зачем, когда два года действует одно “удобное” объяснение: “у нас же война …”.

Или … нет реальных и эффективных шагов по преодолению дискриминации.

И как справедливо отметила Ирина Федорович, соавтор альтернативного доклада от общественных организаций: “Позиция представителей государства, вероятно, такова: 2 часа стыда – зато два дня в Женеве” …

Ирина Выртосу, Центр информации про права человека, из Женевы.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter