Феминизм – это о справедливости. Несколько аргументов “за”

Дата: 06 December 2015 Автор: Анна Довгопол
A+ A- Підписатися

#FeelYourRights

Я – феминистка.

Я не скажу, что у меня в детстве были какие-то строгие примеры дискриминации, чтобы меня накрыло.

И меня достало, когда все время слышала: “Ты девочка и ты должна…“. А дальше список моих “обязательств”: носить платья, быть вежливой, уметь готовить, “потому что кто же меня такую ​​возьмет замуж…“.

Помню, как воевала с родителями, чтобы ходить в школу в штанах – просто так мне было удобнее.

“Ты девочка и ты должна…” – этого я стала подсознательно бояться. Это то, что мне навязывали, не оставив выбора, я не всегда чувствовала себя комфортно.

Я пыталась даже против этого протестовать, по-своему, подростковое такое сопротивление… В 12-15 я еще не знала слова “феминизм”.

Повзрослев и узнав о феминистическом движении, я поняла – это оно.

Почему я феминистка?

Феминизм – это о том, что общество, каким оно сейчас является, несправедливо. И это касается не только неравенства женщин и мужчин. Это о любом неравенстве угнетенных групп, например, этнической, сексуальной…

То, что сейчас называют феминизмом третьей волны, постмодернистским феминизмом, в первую очередь, говорит о разнообразии. Не все мужчины одинаковы, не все женщины одинаковы.

Именно множественность идентичности влияет на то, как в каждой конкретной ситуации балансируются наши “привилегии”. Так, если мы возьмем белую гетеросексуальную женщину и сравним ее с темнокожим мужчиной-геем, еще не известно, чей статус будет более угнетен.

Темный цвет кожи, статус беженца или переселенца, не такой акцент в речи – часто из-за этих признаков формируется и “иное”, преимущественно негативное отношение к человеку. И это все меня удручало.

Я начала искать ответы “почему?”. Получила образование по гендерным исследованиям.

И впоследствии для меня стало очевидным: патриархальная система построения общества несправедлива. Определенной группе людей выгодно иметь определенные привилегии, и никто власть – не только физическую, но и ресурсную – не захочет так просто отдавать.

Государство, построенное на иерархии, если его не расшатывать, – очень удобно для управления людьми. Значительно труднее управлять эгалитарными обществом – обществом с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. Поэтому я феминистка. Я хочу чувствовать и знать, что имею равные права и равные возможности.

К слову, патриархат не выгоден ни женщинам, ни мужчинам. Хотя это не сразу видно. Так, для мужчин есть постоянное требование – быть сильным и “на коне”. От мужчин ожидают больше достижений, чем от женщины. Мужчины не должны проявлять эмоции. А все это огромный стресс, поэтому мужчины часто умирают раньше.

Поднимая гендерные вопросы, критикуя, феминистки (как женщины, так и мужчины – а таких немало!) подрывают системные нормы, которые большинство никогда не ставили под сомнение.

Мы настолько приспособились к этой системе, нам так комфортно, что мы не замечаем, что это… несправедливо.

Более того – женщины научились находить в этом выгоду, и в существующей ситуации получить и для себя немножко власти. Как? “Женщина – это шея”, женщина ожидает подарков в виде шубы-машины (кому что нужнее), женщина психологически давит (как говорят, “пилит”), женщине удобно быть в статусе жертвы…

К слову, психологическое насилие над мужчинами – для меня это обратная сторона той же медали. Женщины часто не имеют возможности принимать решения. А не имея других рычагов влияния, часто используют именно этот. В патриархальном мире то, что говорит женщина, не воспринимается серьезно: “ну говори-говори“. Неудивительно, что все, что у женщины остается, – это инструмент психологического насилия.

И да: “пилить” кого-то – это плохо.

Спросите, как воспитывать в таком случае сыновей и дочерей?

В моем идеальном мире любое воспитание должно отталкиваться вообще не от того, мальчик это или девочка.

Есть определенные правила, как люди могут взаимодействовать, уважая границы друг друга.

Ты должен быть вежливым ребенком не потому, что ты девочка. Ты должна не пачкать платье не потому, что ты девочка, а мальчик нельзя. И бить кого-то другого нельзя – не потому, что ты мальчик, а потому что неправильно делать другим людям плохо.

Можно воспитывать человека как личность без привязки к гендеру: это реально, но мы к этому не привыкли.

Это едва ли не самый большой вызов. Модели “мужские” и “женские” усвоены в детстве. И это не математика, изученная в школе. Это базовые модели поведения, которые формируются под влиянием наших родителей, нашего окружения, из того, какие книги мы читаем, какую рекламу мы видим, что показывают по телевизору… И обычно мы не рефлексируем.

И когда я сталкиваюсь с тем, что мужчины относятся свысока ко всему, что говорит женщина, когда я вижу сексистскую рекламу в городе – как плитку, бетон, стиральную машину рекламирует обнаженная женщина.

Когда я замечаю, насколько в общественной культуре женщина сводится к объекту.

Когда уровень домашнего насилия над женщинами зашкаливает.

Когда еще практикуется женское обрезание, чтобы контролировать женскую сексуальность – все это у меня вызывает сопротивление и еще больше усиливает желание что-то изменить. Я еще раз убеждаюсь: феминизм имеет смысл.

Анна Довгопол – феминистка, координаторка программы “Гендерная демократия” Фонда имени Генриха Белля в Украине

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter