“И били, и насиловали, и произвол устраивали”: как правоохранители преследуют женщин коммерческого секса

Дата: 11 July 2016 Автор: Татьна Гончарук
A+ A- Підписатися

“На дороге сутенерства нет. На трассе сутенеры – милиционеры”

“Милиции платили каждую субботу за то, что мы здесь стоим”

Цитаты женщин из фильма “Белый танец”

Женщины коммерческого секса – одна из наиболее уязвимых к произволу полиции социальных групп. Часто вместо борьбы с торговлей людьми правоохранители пытаются стать неформальными “собственниками” этого бизнеса, говорят правозащитники.

Угрозы, запугивание, насилие, шантаж: женщины никак не защищены от полицейских, которые стремятся заработать на секс-индустрии.

“Наша организация занимается мониторингом полиции, всем спектром прав и свобод, которые полиция нарушает. В один момент мы увидели, что есть определенные категории лиц, которым полиция чаще уделяет внимание. Мы их называем уязвимые группы. Это наркозависимые, бывшие заключенные и секс-работницы”, – рассказывает Вадим Пивоваров, председатель Ассоциации УМДПЛ.

Вадим Пивоваров

Только в Киеве сервисные организации насчитывают около 30 000 женщин, которые выполняют секс-работу. Некоторые из них делают это добровольно, но большинство – вынужденно.

Елена – героиня документального фильма “Белый танец” режиссера Ксении Кравцовой, который рассказывает об украинских женщин в секс-индустрии. Когда-то Елена была вынуждена зарабатывать на жизнь оказанием интимных услуг, ибо осталась одна с восьмимесячной ребенком и тяжело больной матерью.

“Меня не хотели брать на работу из-за маленького ребенка. Я не нашла другого выхода. Я искала мужчин через интернет, сначала просто мечтала завести богатого любовника. Так понемногу “этот” заработок стал основным. Затем я устроилась на работу, но этих денег все равно не хватало, чтобы содержать ребенка, покупать лекарства. Через некоторое время я смогла поправить свое финансовое положение и оставить это”, – рассказывает она.

Елена

Сейчас Елена работает в ВБО “Легалайф-Украина” и помогает другим женщинам “когда – советом, когда – общей борьбой”. Однако тысячи секс-работниц продолжают ежедневно выходить на улицы, подвергая себя опасности.

“Каждый раз, когда едешь к клиенту, ты не знаешь, что тебя там ждет. Секс-работницы, которые стоят на трассе, не защищены”, – объясняет Елена.

Татьяна

Другая героиня фильма – Татьяна – оказалась в индустрии после того, как получила инвалидность. Сейчас она вынуждена зарабатывать не только на себя, но и на свою дочь “чтобы получила профессию, чтобы не пошла по тем следам, которыми пошла я”.

“Я хожу на протезах. После ампутации у меня очень сильные проблемы, ноги гниют. Без медикаментов я не могу прожить и дня. У меня получается заработать, чтобы протянуть еще один день”, – признается она.

Руководитель ВБО “Легалайф-Украина” Наталья Исаева также была секс-работницей. По ее словам, в эту сферу попадают разные люди, независимо от возраста, образования и внешности:

“Есть учительницы, есть те, кто работает в полиции, в прокуратуре. Есть продавцы, которые подзарабатывают, когда в магазине выходные”.

Наталья Исаева

В ее организации часто обращаются женщины, которые испытывают проблемы со здоровьем или подвергаются насилию и нарушению своих прав. Она знает, что больше всего проблем женщин коммерческого секса связаны именно с правоохранительными органами, которые стремятся за счет их преследования сделать “показатели”.

“Многие говорят, что эту сферу деятельности так или иначе “крышует” милиция. Полиция ловит тех, кто занимается этим ситуативно, кто первый раз. Ради “галочки”. Они начинают что-то требовать от женщин, чтобы не составлять протоколы, угрожают, что расскажут семьи, знакомым, соседям: чтобы ее, либо ее ребенка унижали. И так продолжается коррупция”, – говорит она.

Евгений Крапивин, эксперт группы “Полиция под контролем” отмечает, что в Украине уже много лет отсутствует надлежащая правовая политика в отношении явления секс-работы. С одной стороны общество вроде признает, что оно существовало и будет существовать, а с другой – пытается с ним бороться.

Евгений Крапивин

“В нашем государстве на полицию возложена обязанность бороться с проституцией. На самом деле она этого не делает. Более того – те правовые механизмы, которые сейчас существуют, в принципе делают невозможным реальную борьбу с проституцией. В 2006 году мы декриминализировали проституцию, однако осталась административная ответственность, но по этой статье привлекают к ответственности крайне редко. Скорее всего, это какая-то погоня за показателями, за “палочками”. Мы оказались в ситуации, когда полиция имеет некий “легальный” бизнес, ей это удобно. Вся эта правовая ловушка, в которой оказываются женщины коммерческого секса, только на руку полиции”, – говорит он.

Кадр из фильма

По словам специалиста, сейчас нет четкого ответа на то, как государство должно реагировать на эту сферу. В обществе все еще продолжается дискуссия, нужно ли продолжать бороться с секс-работой, и если да, то какими способами. По мнению Исаевой, для самых секс-работниц лучшим выходом является декриминализация и возможность спокойно заниматься тем, чем они хотят. Как она отмечает, у человека должен быть свободный выбор.

Ряд феминистских организаций критикует легализацию секс-работы, подчеркивая, что она является сексуальной эксплуатацией человека и однозначно вредит женщине. Они настаивают на том, что легализация никак не защищает женщин от стигматизации и насилия, но зато увеличивает масштабы торговли людьми. Однако как противники, так и сторонники узаконивание этого явления единодушны в том, что сейчас полиция только ухудшает положение женщин коммерческого секса в Украине. Без эффективной работы правоохранительных органов контролировать это явление, независимо от выбранной модели, будет невозможно.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter