Чего не хватает для полноценного запуска инклюзивного образования? Комментарии экспертов

Дата: 07 November 2017
A+ A- Підписатися

Для полноценного внедрения инклюзивного образования в Украине не хватает специалистов, также нужно усовершенствовать порядок реализации образовательных услуг.
 
Такие мнения высказали эксперты 2 ноября во время круглого стола, посвященного проблемам законодательного урегулирования образования для детей с инвалидностью, передает корреспондент Центру информации о правах человека.
 
Как известно, принятая президентом Нацстратегия по правам человека обязывает правительство создать систему предоставления социальных услуг, в том числе по обеспечению социального сопровождения и поддержания проживания людей с инвалидностью.
 
Кроме этого, правительство ответственно за обеспечение соответствия сети дошкольных, общеобразовательных, внешкольных учебных заведений потребностям территориальных общин и за внедрение инклюзивного обучения детей с инвалидностью.
 
Присутствующий на круглом столе заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам семьи, молодежной политики Денис Силантьев напомнил, что образовательная реформа стала возможной с принятием закона об образовании.

Депутат от Радикальной партии Олега Ляшко Денис Силантьевв

“Парламент вместе с правительством запустил образовательную реформу, которая будет стимулировать внедрение европейских стандартов в инклюзивном образовании, инновации, обеспечение  качества и доступности, мотивацию учителей, научно-педагогических работников для организаций инклюзивной среды детям с особыми потребностями”, – считает он.
 
“Положение ст. 6 закона, кроме закрепления запрета дискриминации независимо от расы и цвета кожи, дополняет словами “особенностями интеллектуального, социального и физического развития личности”. Такие изменения в закон устанавливают право детям с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных и инклюзивных классах общеобразовательных школ, обеспечение бесплатным горячим питанием в течение всего периода обучения. Также устанавливается организация должности ассистента учителя инклюзивных классов общеобразовательных школ”, – добавил он.
 
Татьяна Симоненко из Минобразования сообщила, что министерство в этом году усовершенствовало порядок организации инклюзивного обучения.

Татьяна Симоненко, Министерство образования и науки Украины

“Изучая проблемы, мы ввели для детей социального работника, чтобы он оказывал социальное сопровождение ребёнку, имеющему сложные нарушения развития. Ведь школа не имеет такой должности, но такие функции есть у социальных работников”, – сообщила начальник отдела образования детей с особыми потребностями департамента общего среднего и дошкольного образования Татьяна Симоненко.
 
Кроме этого, она сообщила, что в государственном бюджете уже предусмотрена постоянная субвенция с государственного бюджета для местных бюджетов на поддержку инклюзивного образования.
 
“Это не одноразовая помощь. Средства выделяются на приобретение технических средств для обучения таких детей, на приспособление различного оборудования, на оплату специальных педагогических работников, которые будут обеспечивать коррекционно-развивающую работу. Если посадить ребенка с нарушением развития просто в школе, не дав ему соответствующих дополнительных услуг, он будет просто присутствовать. Но не сможет себя реализовать”, – говорит она.
 
Однако, по словам экспертов, внедрение инклюзивного образования началось с ряда проблем.
 
По словам доктора юридических наук Леси Мыськив, в регионах не хватает специалистов, которые предоставляют дополнительные образовательные услуги – логопедов, психологов, ортопедагогов.
 
“Не в каждом регионе назначают ассистента учителя. А если и назначают, то на полставки. Это 4 проведенных в классе с ребенком часа. А таких детей может быть трое и больше”, – говорит она.
 
“Такая ситуация, потому что норма в постановлении Кабмина выписана так, что ее можно понимать двояко”, – объясняет она.
 
Вместе с тем она сообщила, что хотя постановление Кабмина №78 и дает право использовать средства на дополнительные образовательные услуги и 20% на другие технические мероприятия, но школы все равно не используют эту субвенцию. По ее словам, порядок этих средств требует более детального разъяснения для них.
 
В большинстве регионов тоже не выплачиваются ассистентам учителей и педагогов инклюзивных классов 25% доплаты.
 
Профессор НаУКМА Виктор Костюк считает, что принятые 5 сентября новеллы и новации закона об образовании “нуждаются в усилении интересов и потребностей каждого ребенка с инвалидностью”.

Профессор НаУКМА Виктор Костюк

“Когда мы говорим о таком ребенке, то имеем в виду, что у каждого ребенка потребности индивидуальные и мы должны говорить об обеспечении индивидуального подхода в этой области”, – говорит он.
 
Он выступает за создание отдельного закона, который должен обеспечить потребности и интересы ребенка.

Центральное место в этом законе, по его мнению, должны занимать положения, касающиеся индивидуальных потребностей, детей с инвалидностью.

“Он должен также консолидировать интересы родителей, учителей относительно предоставления индивидуальных образовательных услуг, обеспечения адекватных механизмов здравоохранения, реабилитации, предупреждения инвалидизации, обеспечения государственного и общественного сопровождения. Потому что сегодня, когда развивается инклюзивное образование, на практике возникает вопрос, а как школа может предоставить медицинскую помощь для детей с инвалидностью, обеспечить механизмы реабилитации”?, – говорит он.
 
“Произошла ситуация: в ребенка приступ. Кто может оказать помощь? Медсестра говорит, что не может предоставить такой помощи. Вызвали скорую, а она застряла в пробке. Что делать в такой ситуации? Сегодня некоторые эксперты считают, что нужно учить учителей первой медицинской помощи. Это важно, но когда речь идет об определенных нозологиях, то учитель не сможет помочь. И перекладывать ответственность за здоровье ребенка на учителя – это большая проблема. Потому что задача учителя – это обучение, создание индивидуального подхода, а очевидно в тех школах, где есть системное инклюзивное образование, должны быть подразделения, которые будут заниматься этими вопросами”, – объясняет Виктор Костюк.
 
Об этом также говорит и Леся Мыськив, которая констатирует, что закон об образовании и другие нормативные акты раскрывает только инклюзию в образовательных услугах.
 
“О медицинских и социальных в миксе речь не идет. Сегодня нужно собираться и уточнять перечень отдельно образовательных, отдельно медицинских, отдельно социальных направлений. А затем разработать механизм реализации этих трех направлений”, – говорит она.
 
Мария Лубская, эксперт Главного экспертно-научного управления аппарата Верховной Рады отмечает, что такой закон должен быть без деклараций и должен содержать конкретные механизмы реализации.
 
“С декларативных норм очень трудно находить решение”, – комментирует она.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter