Как не стоит отмечать 8 марта в школах и детсадах – советы эксперта

Дата: 07 March 2018
A+ A- Підписатися

Празднование 8 марта в украинских детсадах и школах является апофеозом стереотипного представления о женщинах. Почти все сценарии основываются на двух женских ролях: “прекрасного пола” и “хранительницы/хозяйки”.

 

Об этом пишет гендерная экспертка Елена Стрельник в статье на сайте “Повага”.

Автор отмечает, что ей не удалось найти ни одного сценария, где говорилось бы о творческих или личностных достижениях девушек и женщин.

Зато все сценарии содержат мессидж о том, что “девочка должна быть красивой” и призвана радовать глаз. Остальные ее качества являются вторичными.

Так, в сценарии для детсада в Кривом Роге ведущий говорит такие слова: “Украинская женщина во все времена славилась своей волшебной красотой, нежностью, хрупкостью. И всем нам так хочется, чтобы это замечали и ценили наши мужчины”. После чего предлагается принять участие в конкурсе “Собери маму на работу”. Для этого на столиках раскладывают сумочки, зеркала, помады, бусы, шарфы и клипсы. По сигналу девушки должны накраситься, надеть украшения и, сложив все в сумочку, добежать до “работы””.

Эксперт отмечает, что формирование такого стереотипа с детства приводит к занижению самооценки женщин во взрослом возрасте.

Среди молодых людей, кто считает внешность фактором жизненного успеха, девушек – 67%, мужчин – 33%. Более половины девочек-подростков старше 14 лет считают свой вес избыточным и каждая четвертая из них ограничивает себя в питании с целью похудения. По приблизительным подсчетам около 1% девушек и женщин в Украине имеют расстройства пищевого поведения, приводит Стрельник данные социальных исследований в Украине.

По ее словам, “индустрия красоты” делает женщин беднее. Расходы на косметику, диеты и физические упражнения, уход за кожей, продукты для волос и косметическую хирургию составляют в мире 160 млрд. долларов в год, что равно примерно 6 годовым бюджетам Украины.

Другой неизменный атрибут мероприятий ко Дню 8 марта – это игры для проверки хозяйственных навыков девушек, такие как “одень куклу”, “свари суп” или “убери в доме”.

Стрельник приводит сценарий конкурса “Галантный кавалер”.

Для этого конкурса понадобятся фартуки, платки, цветы (можно взять искусственные) – по количеству участников. Детей разбивают на пары мальчик + девочка и отмечают стартовую линию, на которой становятся участвующие пары. На линии финиша ставят стулья по количеству пар, на каждый стул кладется фартук, платок и цветок. По сигналу ведущего мальчики бегут к стульям, берут фартук, возвращаются к девочкам и надевают на них фартук. Затем они так же бегут за платком и за цветком. Подбежав с цветком к девочке, мальчик должен стать на одно колено, вручить ей цветок и сказать: “С праздником!” Критерий победы в этом конкурсе – не скорость, а галантность и забота. Если платок, фартук повязаны криво, а цветок не вручили, а скорее ткнули им в лицо, – победы такому кавалеру не видать. Победителем объявляется самый галантный и заботливый кавалер.

Таким образом уже с детства у парней мужская галантность ассоциируется с мастерством надеть на девушку фартук и платок и подарить ей цветы.

“За декларативным восхвалением женских хозяйственных умений скрывается обесценивание репродуктивного труда, то есть деятельности, связанной с рождением, воспитанием детей и поддержкой жизнедеятельности семьи (домашняя работа, забота о детях, больных, пожилых членах семьи)”, – отмечает Елена.

Так, по данным социологов, у 59% семей воспитанием детей занимается женщина, только 2% отцов берут отпуск по уходу за ребенком, среднее количество времени, которое тратят на обычную работу замужние украинские женщины, наибольшее в Европе – 24 часа в неделю.

Вместо конкурсов, которые распространяют гендерные стереотипы, эксперт рекомендует провести викторину среди учеников/учениц и родителей с вопросами об истории праздника 8 марта.

Также нужно повышать ценностность талантов, личностных достижений и успехов девушек, их мам и бабушек.

“Расскажите об известных женщинах-ученых, писательницах, спортсменках (вспомогательным будет ресурс “Гендер в деталях”), пригласите успешных современниц на встречу с учениками/ученицами. Объясните ребятам, что такое сексизм, гендерные стереотипы и научите их бороться с собственными предубеждениями относительно девушек и женщин”, – советует Елена Стрельник.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter