Крымский Херсонес может потерять экспонаты, недвижимость и архивы

Дата: 25 December 2015
A+ A- Підписатися

Существует угроза закрытия отдела заповедника, который мог запрещать строительство на территории исторических памяток.

Как сообщает корреспондентка Центра информации по правам человека, эксперты отмечают, что за время оккупации Крыма кроме преследования активистов, исчезновений, нарушения прав крымских татар, еще одной проблемой стало обращение оккупационных властей с культурным наследием полуострова.

Положение заповедника “Херсонес” в последнее время нестабильно, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Украины Киевского университета им. Гринченко Марина Будзар.

“21 января 2015 Херсонес был передан в состав бюджетного учреждения культуры “Объединенный музей-заповедник истории Севастополя”. Причем в этот заповедник вошли совершенно разные музейные учреждения Севастополя, в частности, Национальный музей героической обороны, который, как мы понимаем, исторически никакого отношения к Херсонесу не имеет. 6 марта это решение было аннулировано, и Херсонес вернул себе самостоятельный статус”, – рассказывает експертка.

Будзар замечает, что 29 июля губернатор Севастополя Сергей Миняйло назначил директором заповедника протоиерея Сергея Халюту. Вследствие сопротивления ученых и реакции общественности через три дня решение о назначении было отменено.

Затем президент РФ Владимир Путин решил включить памятники на территории заповедника в единый государственный реестр объектов культурного наследия. 27 августа начали передачу заповедника в федеральную собственность.

Такое количество изменений, произошедших за последние 6 месяцев, свидетельствует об исторической авантюрности, считает Будзар. У заповедника меняются приоритеты: президент России позиционирует Херсонес как место, которое имеет сакральное значение для российской государственности, как колыбель крещения Руси, и в развитии заповедника акцент делается именно на этом, а не на антично-средневековом векторе научных исследований.

Татьяна Печончик, глава Центра информации по правам человека, отмечает: “Это неизбежно приводит к сворачиванию свободы слова, к сворачиванию научных исследований, научного плюрализма. Мы сейчас четко видим, что Херсонес превращается из научно-исследовательского центра в религиозный объект. И , конечно, нас как правозащитников это беспокоит”.

По словам заместителя руководителя Центра гражданского просвещения “Альменда” Валентины Потаповой, в 2013 году на территории Херсонеса работало много археологических экспедиций – из украинских, европейских и американских вузов. В 2014 году их количество сократилось почти вдвое. В Крыму рассчитывали, что экспедиции будут финансировать российские учебные и научные учреждения, музеи, но этого не произошло.

Правозащитники также фиксируют случаи нападений представителей незаконного вооруженного формирования “Крымская самооборона” на участников археологических экспедиций.

В заповеднике из-за скатывания в религиозность начались сокращения штата. По словам сотрудников, пожелавших остаться анонимными, персонал сократили уже примерно на 10%. Объединяют отделы, некоторые из них могут вообще исчезнуть.

“Так, например, под реальной угрозой отдел археологических исследований. Любое строительство в городе должно было сначала пройти экспертную оценку этого отдела, чтобы выяснить, является ли земля, на которой будет строиться объект, интересной для археологов”, – объясняет експертка.

Учитывая, какие коррупционные скандалы вокруг строительства, которые возникали в городе в последнее время, после закрытия этого отдела могут быть застроены территории, на которых расположены археологические памятки.

Эксперты говорят, что Херсонес может потерять свои лучшие находки. Кроме музейного фонда, недвижимого наследия, очень ценными являются архивы и библиотечные фонды. Все они находятся под охраной Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 1954 года, которая запрещает вывозить культурные ценности с оккупированной территории и в случае вывоза требует их вернуть. Украина, как и Россия, является участником этой конвенции. Единственной проблемой является то, что не ратифицирован 2-й протокол конвенции, который прямо запрещает проведение археологических раскопок на оккупированной территории.

Напомним, юристы отмечают, что Украина имеет полное право на возвращение “скифского золота” – музейных экспонатов, которые были переданы для экспонирования в Амстердам еще до того, как Крым был оккупирован Россией. Экспонаты должны вернуть в Киев до конца оккупации. Сейчас происходит досудебный этап процесса по этому делу.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter