Минюст и МВД два года медлят с усилением ответственности за преступления ненависти – Филипишина

Ни одна мера Национальной стратегии по правам человека до 2020 года, направленная на противодействие нарушению прав людей по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, за два года с начала реализации не выполнена.

Об этом представитель Уполномоченного Верховной Рады по правам человека по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства Аксана Филипишина заявила на конференции "Вызов без ответа: преступления ненависти против ЛГБТ в Украине" 23 февраля, передает корреспондент Центра информации о правах человека.

По ее словам, Министерство юстиции и Министерство внутренних дел до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, какие изменения нужно внести в Уголовный кодекс Украины, чтобы усилить ответственность за преступления на почве ненависти.

"Два года продолжается реализация Плана действий по выполнению Нацстратегии, но дело не сдвигается с места. Это касается и регистрируемого партнерства и многих других вещей", – отметила Филипишина.

По ее словам, в офисе Омбудсмана считают вызовом для общества то, что в Украине совершается большое количество преступлений на почве ненависти, в том числе по признаку СОГИ, и лишь мизерная доля этих дел доходит до суда.

Одной из причин такой неутешительной статистики в Украине являются действия именно правоохранительных органов, считает Филипишина.

Она рассказала, как весной 2017 года правоохранители, составляя протокол об избиении двух геев на станции метро "Левобережная", обидно высказались в их адрес и оправдывали действия обидчиков.

"То есть даже если в законе о Национальной полиции принцип недискриминации в работе заложен как прямая норма, представители правоохранительной системы позволяют себе допускать такие нарушения прав ЛГБТ", – возмущается представитель Омбудсмана.

По ее словам, офис инициировал служебное расследование и 4 раза возвращал его назад, но доказать правду в таких случаях практически невозможно.

"Потому что именно в этот день, как оказывается, не работали видеокамеры, патрульные выезжали на вызов без технических средств фиксации и тому подобное", – добавляет Филипишина.

Еще одним важным фактором, который приводит к увеличению нарушений на почве нетерпимости, является низкая осведомленность представителей органов местных властей в вопросах прав человека, и в частности в вопросах дискриминации по признаку СОГИ.

"Мы в прошлом году видели петиции, которые подписывались депутатами местных советов и были адресованы парламента и президента по поводу недопустимости принятия антидискриминационных норм в Трудовом кодексе Украины и Стамбульской конвенции. И это очень тревожная тенденция. Органы власти не чувствуют себя субъектом противодействия дискриминации. Они не читают законодательство и не считают это нужным. Они руководствуются абсолютно ложными принципами и даже не желают меняться", – отметила Филипишина.

По ее словам, изменения могли бы произойти в случае принятия законопроекта №3501 и введения хотя бы административной ответственности за такие вещи.

"Если бы чиновников могли привлекать один, два, три, десятки раз к ответственности, это, возможно, заставило бы их задуматься над тем, что они делают что-то противоправное", – отметила представительница Уполномоченного.

Одной из мер Нацстратегии по правам человека является внесение изменений в Закон Украины "Об основах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине" с целью приведения в соответствие с положениями актов права ЕС перечень оснований, по которым в Украине запрещается дискриминация, включая запрет дискриминации на почве сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Законопроект о внесении таких изменений был разработан Минюстом и Секретариатом Уполномоченного и внесен на рассмотрение Верховной Рады под регистрационным номером 3501. 16 февраля 2016 года законопроект был принят Верховной Радой Украины в первом чтении. Второе чтение до сих пор не состоялось.

Согласно обнародованным на конференции данным мониторинга правозащитного центра "Наш мир", за 2017 год зафиксированы 226 случаев нарушения прав ЛГБТ. При этом в 92 случаях это было физическое насилие разной степени тяжести, у 15 – грабеж, а в 7 – разбой.

По оценке правозащитников, 156 случаев можно охарактеризовать как преступления и инциденты ненависти.

При этом в 26 случаях права ЛГБТ нарушали представители правоохранительных органов, к которым пострадавшие обратились за помощью.

Согласно отчету, основным нарушением со стороны полиции остается ненадлежащее реагирование на обращения за защитой со стороны ЛГБТ. То есть полицейские отказываются принимать заявления о правонарушениях или вносить в них существенно важные показания потерпевших о гомофобном/трансфобном мотиве нарушителей. Следователи, в свою очередь, пытаются свести расследования преступлений на почве ненависти к удобному для них хулиганству или нанесению телесных повреждений. А также затягивают расследование, поскольку якобы невозможно установить личности правонарушителей.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Спасибо, информация про ошибку отправлена
Пожалуйста, выберите текст
Вы выбрали много текста
Метки: Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Аксана Филипишина Нацстратегия по правам человека
x
В чем ошибка?
Связаться с нами
Центр информации по правам человека