На президента возлагают ответственность за “неэффективный конкурс судей в Верховный Суд”

Дата: 30 May 2017 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

30 мая активисты пикетировали Высшую квалификационную комиссию судей Украины (ВККС). Они требовали обнародовать результаты голосования каждого члена комиссии за кандидата в Верховный Суд, которому Общественный совет добродетели (ОСД) объявил отрицательное заключение.

26 мая завершился этап собеседований кандидатов. В ОСД сетуют, что ВККС пропустила 80% (91) нечестных, по мнению совета, кандидатов в Верховный Суд.

 

 

По словам старшего аналитика кампании “Честно. Фильтруй суд” Ивана Пятака, комиссия пренебрежительно относилась к негативным выводам Общественного совета добродетели.

“Во время собеседований мы видели, что члены комиссии проводили собеседование не c кандидатом, которому объявлено отрицательное заключение, а в отношении члена ОСД, составившего заключение”, – говорит он.

Теперь с 6 июня негативные выводы будут рассматриваться на пленарном заседании ВККС. Члены ВККС могут их ветировать, если за соответствующее решение проголосует не менее 11 из 16 членов комиссии.

Председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин считает проваленной реформу Верховного Суда. Он называет этот конкурс важнейшей частью судебной реформы.

“Когда руководитель ВККС Сергей Козьяков заявляет, что их ключевая цель – набрать достаточное количество кандидатов, то это за пределами здравого смысла. 80% отрицательных заключений ОСД комиссия отвергла. Кандидаты не могли объяснить свои решения, в том числе по Майдану, и ВККС не считает это проблемой. Более того – ВККС прячет персональную ответственность, пропуская людей. Это провал судебной реформы”, – говорит Виталий Шабунин.

Виталий Шабунин

“Некоторые кандидаты не смогли объяснить свое состояние. Это те судьи, которые будут ставить точку, например, при оценивании незаконного обогащения их коллег или Насирова (Роман Насиров, экс-руководитель Государственной фискальной службы, которому НАБУ инкриминирует растрату 2 млрд гривен государственных средств – ред.), или в Онищенко (Александр Онищенко, экс-депутат Верховной Рады, которого правоохранители подозревают в организации коррупционной схемы по перепродаже газа и убытках государству в 1 млрд 613 млн гривен – ред.)”, – добавляет председатель Центра противодействия коррупции.

По его словам, общественность еще в начале конкурса настаивала, если ВККС пропускает “нечестного” кандидата, значит у комиссии нет права скрывать результаты поименного голосования против выводов ОСД.

“ВККС хочет поступить по-иезуитски хитро. Она хочет спрятаться за анонимной безответственностью. Они будут заходить в специальную комнату без камер, журналистов, ОСД и анонимно голосовать. Мы хотим видеть, кому именно из членов комиссии безразлично, чтобы новый Верховный Суд был недобродетелен, чтобы судьи-взяточники, судьи-сепаратисты, судьи Майдана пролезали к наивысшим ступеням судебной системы”, – сказал руководитель отдела адвокации Реанимационного пакета реформ Вадим Миский.

Сам председатель квалификационной комиссии Сергей Козьяков на пресс-конференции в понедельник заявил, что тайного голосования на пленарном заседании требует закон “О судоустройстве и статусе судей”.

Сергей Козьяков

“Голосование проводится в отсутствие лица, в отношении которого решается вопрос и других лиц, которые не являются членами комиссии”, – процитировал он ст. 101 закона и сослался на определенную закрытость отбора кандидатов в Словении, Венгрии, Болгарии, Дании, Эстонии, Ирландии, Литве, Германии, Норвегии и Польше.

“Это делается, чтобы все было спокойно, чтобы те люди, которые принимают властные административные решения, ощущали отсутствие влияния во время этой процедуры”, – добавил он.

Сергей Козьяков отмечает, что в самом Общественном совете добродетели в 38% голосований не было единогласного решения.

“То есть кто-то голосовал против или воздерживался. Если 38% проголосовали неодноголосно, ВККС может сомневаться? Может!”, – считает он.

Активисты развесили перед входом квалифкомиссии мантии судей, чтобы, по их словам, напомнить ВККС, кого именно они пропускают в Верховный Суд. Мантия с деньгами символизирует судей-взяточников, с ватой – сторонников сепаратистских движений, мантия в крови символически принадлежит судьям, которые выносили решения против активистов Евромайдана.

 

 

Виталий Шабунин напомнил, что каждый член ВККС получает 250 тысяч гривен заработной платы ежемесячно. Он также не воспринимает аргумент ВККС, что Высший совет правосудия может не пропустить кандидата.

“Высший совет правосудия не проводит собеседований. Они полностью полагаются на собеседования ВККС”, – рассказывает Виталий Шабунин.

Кроме того, по его словам, нельзя надеяться на орган, который не захотел привлечь к ответственности судью Окружного админсуда Киева Евгения Аблова из-за разгона активистов во время Евромайдана.

Он возлагает персональную ответственность за эффективный конкурс на президента Украины Петра Порошенко.

“Он будет ставить свою подпись под всеми кандидатами, кого сейчас пропускает ВККС. Поэтому в его личных интересах, чтобы этих людей, к которым есть вопросы, отсеяла или ВККС, или Высший совет правосудия”, – говорит Виталий Шабунин.

Напомним, в соответствии с законодательством, в Верховный Суд могут войти до 200 судей. Судей будут набирать в две волны. Во время первой, в июле, планируется набрать 120 судей.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter