Внесудебные казни, умышленные убийства и пытки гражданских на Донбассе, в том числе со стороны СБУ, не расследуются – ООН

Дата: 13 December 2017
A+ A- Підписатися

Внесудебные казни и умышленные убийства гражданских на Донбассе не расследуются, а жертвы пыток, проживающих на территории, подконтрольной вооруженным группам, не сообщают о таких фактах через прямые угрозы.

Об этом говорится в докладе о ситуации с правами человека в Украине за период с 16 августа по 15 ноября 2017 года Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека.

Так, УВКПЧ продолжило получать и проверять сообщения о внесудебных казнях и умышленных убийствах гражданских лиц, украинских военнослужащих и лиц, связанных с вооруженными группами. Эти сообщения в основном касаются событий  2014 года, но также и в 2015-2017 годах. Они свидетельствуют о том, что безнаказанность за серьезные нарушения и злоупотребления международным правом в зоне конфликта остается распространенной.

Члены семей пострадавших и свидетелей, с которыми представители Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине проводили интервью, часто не дают согласия на публичное разглашение таких случаев из-за опасений относительно возмездия или преследования.

УВКПЧ продолжило документировать случаи удержания под стражей без надлежащей регистрации, когда перед переводом лица к официальному месту держания под стражей оно в течение определенного срока удерживается в заключении без связи с внешним миром. Такая практика повышает вероятность применения пыток и жестокого обращения с целью получения признаний. Случаи, отражены в этом отчете, произошли до начала отчетного периода, однако были задокументированы только сейчас.

УВКПЧ зафиксировало продолжение практики “административных арестов”, во время которых лица удерживаются под стражей без связи с внешним миром, и им запрещается контактировать с членами семьи и адвокатами. Кроме этого, УВКПЧ обращает внимание на то, что такая практика может равняться насильственному исчезновению.

Например, 29 апреля 2017 года “пограничники” на контрольно-пропускном пункте вооруженных групп задержали двух мужчин, которые ехали в г. Докучаевск. Они были доставлены в здание “управления по борьбе с организованной преступностью” (“УБОП”) в г. Донецке. Оба мужчины работали инспекторами Государственной фискальной службы на территории, контролируемой правительством. Они находились под стражей в здании “УБОП” в течение нескольких дней, а затем их перевели в изолятор временного содержания под стражей “милиции”, где они удерживались под “административным арестом” без связи с внешним миром. Членам их семей не было сообщено об “аресте”, они узнали о местонахождении мужчин из других источников. Юристу, которого наняли семьи пострадавших, отказали в доступе к задержанным. Начиная с апреля, каждые 30 дней мужчин на короткий срок освобождали из-под стражи, давали возможность пообщаться с членами семьи, и немедленно после этого “УБОП” повторно “задерживало” мужчин по другим “обвинениями” и снова помещало их под “административный арест” на 30 дней.

УВКПЧ обеспокоено отсутствием прогресса в реагировании на нарушения прав человека, совершенные членами вооруженных групп на ранних этапах конфликта. УВКПЧ обращает внимание, что насильственные исчезновения не только становят серьезное нарушение права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, но и “неразрывно связаны” с обращением, равным пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.

В течение отчетного периода УВКПЧ продолжило получать сообщения, свидетельствующие о том, что сохраняется практика пыток и жестокого обращения с лицами, которых подозревают в принадлежности к вооруженным группам или другим видам связи с ними, чтобы заставить таких лиц признать свою вину. Кроме того, в нескольких случаях украинские военные, задержанные по подозрению в уголовных правонарушениях, подвергались пыткам, которые заставили их свидетельствовать против себя.

 УВКПЧ глубоко обеспокоено тем, что уголовные производства по сообщениям о пытках открываются редко, а если даже их формально начинают, они не проводятся эффективно. Адвокаты защиты также часто поднимают вопрос о пытках. Это может быть связано с запугиванием или со стремлением получить для своих подзащитных мягкий приговор.

Например, в августе 2015 года в двух несвязанных между собой случаях сотрудники СБУ задержали двух жителей Харьковской области, обвинив их в поддержке “Донецкой народной республики” и “Луганской народной республики” и планировании диверсионно-подрывной деятельности. Обоих пострадавших доставили в здание управления СБУ в области, где их пытали (били, выкручивали руки за спиной, имитировали казни и угрожали насилием против членов их семей), пока они не подписали заявления о признании вины. Хотя их забрали в больницу, сотрудники СБУ приказали врачам не документировать их травм и телесных повреждений. Один из пострадавших попросил адвоката не сообщать о пытках во время судебных заседаний, имея опасения относительно мести. Пострадавший сказал врачам в следственном изоляторе (СИЗО), что он получил травмы при падении с дерева. Оба пострадавших до сих пор находятся под стражей, судебные процессы над ними продолжаются.

Жертвы пыток, проживающих на территории, подконтрольной вооруженным группам, обычно не сообщают о таких фактах и редко дают согласие на их обнародование вследствие опасения преследований за такие жалобы и прямые угрозы, что им поступают. Если о таких фактах сообщается, это обычно происходит спустя длительное время после того, как эти факты имели место.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter