Правозащитник назвал крупнейшие в этом году провалы с блока личных прав при выполнении Нацстратегии по правам человека

Дата: 10 December 2016
A+ A- Підписатися

Наиболее проблемными в выполнении блока личных прав Нацстратегии по правам людно в 2016 году стали превенция пыток, гражданский контроль за действиями правоохранительных органов и реформа пенитенциарной системы.

Об этом сообщил глава аналитического отдела Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Олег Мартыненко.

Он констатирует, что ни общественность, ни государственные органы так и не предложили принятную концепцию реформирования пенитенциарной системы в условиях экономической нестабильности.

“Сейчас парадигма трудового использования заключенных остается сильной в менталитете пенитенциарных сотрудников. Хотя они понимают, что это прошлый век. Но тем не менее, в условиях экономических сложностей не создан подход, позволяющий пенитенциарной системе существовать как предприятие, так и заведение для выполнения наказаний”, – цитирует правозащитника корреспондент Центра информации о правах человека.

Олег Мартыненко констатирует, что в этой системе осужденные сталкиваются со сложностями в доступе к образованию, независимому медицинскому обследованию, телефонным переговорам с родными, использовании Интернета и тому подобное.

Правозащитник жалеет, что в этом году министерство внутренних дел абсолютно ничего не сделало, чтобы ввести эффективный общественный контроль.

“Не разработаны никакие нормативно-правовые акты о том, как местная община может контролировать подразделение Национальной полиции, подразделение МВД, которое базируется на территории общины. Не созданы механизмы рассмотрения претензий пострадавших на действия правоохранителей, также не обновлен дисциплинарный устав, предоставляющий возможность рассматривать, в том числе, случаи жестокого обращения в действиях полицейского”, – объясняет представитель УХСПЧ.

Олег Мартыненко также сожалеет, что Украина игнорирует идею Консультативной миссии ЕС о реформе сектора безопасности.

“В национальном дискурсе она подается как реформа сектора безопасности и обороны. Последнее слово полностью нивелирует смысл реформы безопасности, которую нам предлагает европейское сообщество. В центре этой системы – безопасность граждан, то есть право на жизнь. Это является базовой ценностью для работы любого государственного органа”, – объясняет эксперт и указывает, что защита гражданина от внешней агрессии является второстепенной задачей сектора безопасности.

По его словам, безопасное существование граждан должны обеспечивать абсолютно все государственные органы в Украине.

“Реформа предусматривает, что государство обязано создать целую сеть алгоритмов, когда каждый государственный орган осознает, что он должен делать для безопасности граждан. Например, если это пожар, наводнение или вооруженный конфликт, конечно, на первый план выдвигаются Национальная гвардия, Министерство обороны, внешняя разведка, СБУ, Госслужба по чрезвычайным ситуациям. Не должно работать только одно министерство. Работают все ведомства в разных пропорциях и в той мере, которой требует опасность, что угрожает жизни граждан”, – объясняет Олег Мартыненко.

Он убежден, что все реформы, которые планируются осуществить, должны быть ориентированы именно на права человека и в первую очередь на соблюдение права на жизнь. В то же время он сожалеет, что в государственных органах остается советское мировоззрение, когда можно пожертвовать безопасностью граждан, чтобы государство было в безопасности.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter