Правозащитники раскрыли рецепт, как побороть феномен мнимых преступлений

Дата: 21 December 2016 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

Оценка украинской полиции должна измеряться доверием населения, а не только статистикой эффективности работы.

На этом настаивают представители правозащитной группы “Полиция под контролем.

Эксперты обеспокоены, что несмотря на предусмотренное законом о Нацполиции оценивание социологическими службами, полиция все же будет продолжать полагаться на количественные показатели. Для правоохранителей до сих пор остается важным показатель “раскрытия” дел по конкретному составу преступления и количеству административных протоколов по определенным статьям.

Такие критерии привели к реальной и мнимой преступности, с которой правоохранители “борются”, убежден руководитель Экспертного центра по правам человека Юрий Белоусов. Он говорит, что количественные показатели важны через отслеживание тенденции преступлений и правонарушений, и необходимо изменить отношение к этим показателям.

“Если статистические показатели работы любого правоохранительного органа воспринимаются как основной критерий эффективности руководством этого органа, соответственно подчиненные будут завышать эти данные, чтобы не дай Бог, они были хуже прошлый год”, – говорит Юрий Белоусов.

“В свое время, работая в Управлении мониторинга прав человека в МВД, мы проанализировали два показателя – состояние борьбы с изъятием незаконного оружия и состояние борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ. Мы выяснили, что эти показатели были искусственными. Сотрудники милиции даже изготавливали определенные виды незаконного оружия, которые они самостоятельно героически выявляли у разных людей. Такая тенденция прослеживалась по регионам, когда, например, в течение дня изымались одинаковая пачка патронов в двух-трех человек. Тоже самое прослеживалось и с наркотиками”, – добавляет правозащитник.

Он объясняет, что из-за этого правоохранители обращают больше внимания не на реальные преступления, а занимаются мнимыми, что в свою очередь приводит к грубым нарушениям прав человека.

Евгений Крапивин, автор научно-практического издания “Оценка эффективности работы полиции в Украине: от “палок” к новой системе”, не сдерживается в оценках наркополитики в Украине. Он указывает на связь с преступными отношениями между органами власти и бизнесом, неформальной экономической работой полиции.

Из-за политики в основном борьбы с наркопотребителями, чем с коммерческим распространением наркотических средств, правозащитник выделяет провокации преступлений и нарушение процессуальных прав при уголовных производствах, принуждение к выполнению незаконных действий, использование абстинентного синдрома и наркотического опьянения для получения свидетельств, противоправное получение конфиденциальной информации о наркозависимых, незаконные задержания и содержания в местах несвободы, вымогательство взяток от наркозависимых под угрозой привлечения их к уголовной ответственности и тому подобное.

В издании экспертной группы “Полиция под контролем” подробно описывают различные способы искажения правоохранителями статистических данных о своей работе.

Полицейские комиссии

Эксперты предлагают, чтобы комиссии с участием полицейских, адвокатов, бывших судей и правоохранителей и др. оценивали работу Нацполиции. Они призывают правительство учесть этот механизм в постановлении, которое оно сейчас разрабатывает.

“Введение дисциплинарных комиссий, которые предусмотрены проектом закона о дисциплинарном уставе Нацполиции, показывает, что полицейские комиссии – это реальный механизм, когда общественность может влиять на конкретные вопросы по управлению в полиции”, – считает юрист Евгений Крапивин.

“Качественная оценка эффективности работы органа досудебного расследования должна быть основной, а решения, принимающиеся комиссией – обязательными к исполнению. Процедура оценки и принятия решения должна быть детально прописана и закреплена на уровне подзаконного нормативно-правового акта, а основные положения содержаться в соответствующем законе”, – пишет он в своем научно-практическом издании.

Таким образом и общество будет через эти комиссии привлекаться к работе и реформированию полиции, и Национальная полиция будет ориентироваться на проблемы и тенденции правонарушений, на которые указывает общество, говорит доктор юридических наук Борис Малышев.

“Более того, из-за отдельной нормы местные советы могут выражать недоверие руководителям территориальных органов за неудовлетворительные результаты работы. Она может быть обоснована как раз показателями низкого доверия населения в конкретном регионе к конкретному органу полиции”, – объясняет Борис Малышев и добавляет, что с таким инструментом общество может стоять на защите прав человека.

Британская модель оценки через ежегодное национальное исследование работы полиции вполне может существовать, говорит Юрий Белоусов, но главное, чтобы методы оценки были объективными, а их исполнители независимыми от МВД и Национальной полиции.

“Я в свое время участвовал в подготовке инспекторов по связям с общественностью, которые должны были, имея социологическое образование, оценивать уровень доверия граждан в регионах. Социологи работают в штате областных управлений в то время милиции и уровень доверия измерялся следующим образом: они в конце каждого месяца по регионам по телефону спрашивали об уровне доверия. Не дай Бог, чтобы у кого-то было 74%. Лучше 76%. Иногда показатели превосходили и 100%”, – вспоминает он.

Польский опыт

По словам представителя Департамента организационно-аналитического обеспечения и оперативного реагирования Нацполиции Бориса Вежнавца постановление об оценке полиции по поручению правительства сейчас разрабатывает Министерство внутренних дел.

“Но во время согласительной процедуры состоялась отставка правительства, поэтому на сегодня есть необходимость проведения повторных согласительных мероприятий. Пока проект постановления находится на согласовании в Государственной регуляторной службе”, – рассказал представитель Нацполиции.

По его словам, разработчики постановления хотят использовать польскую модель оценки эффективности полиции. Она предусматривает три составляющих: уровень доверия населения, использование статистических показателей без принуждения их искусственной наработки и оценка своей работы самими полицейскими.

Согласно проекту постановления, опросы будут происходить на региональном и общегосударственном уровнях.

“На общегосударственном уровне опрос будет раз в год, а на региональном – по необходимости, потому что такой опрос стоит дорого”, – объясняет представитель Нацполиции. При этом он уверяет, что разрабатывать вопросы будут независимые социологические службы, но к этой работе нужно привлекать научно-исследовательский институт, который существует при МВД.

“Институт имеет мощную практику социологических исследований. Я думаю, что после утверждения этого постановления будет проведено заседание рабочей группы, где будут изучаться позиции как социологических служб, так и наших представителей. Социологические службы будут определяться на тендере. Она должна обладать достаточным опытом на проведение исследования”, – рассказал Борис Вежнавец.

В Нацполиции считают, что надо учитывать только те показатели, которые не позволят местным отделениям полиции манипулировать статистикой.

“Например, если в регионе произошли десять убийств, то они должны быть расследованы. Если мы будем использовать процент раскрываемости краж или ограблений, то этим показателем могут манипулировать руководители территориальных подразделений путем закрытия уголовных производств. Чем меньше уголовных производств зарегистрировано, тем выше процент раскрываемости этих преступлений”, – говорит представитель Нацполиции.

Евгений Крапивин ввел бы показатель качества реагирования полицейских на заявления граждан или насколько граждане чувствуют себя в безопасности.

Представитель Нацполиции уверяет, что Нацполиция открыта к сотрудничеству с общественностью. Но эксперты сетуют, что МВД не обнародует проекты нормативно-правовых актов, касающихся прав человека, с тем чтобы общественность ознакомилась и предоставляла свои рекомендации.

Борис Вежнавец отмечает, что постановление об оценке полицейских разрабатывает МВД, а не Национальная полиция.

“Но вы даете свои замечания, рекомендации к проектам нормативно-правовых актов. Обнародует их. Это касается вашей деятельности. Завтра будут разрабатываться проекты, которые будут ограничивать права полицейских и если вы не будете их обнародовать, у вас не будет поддержки”, – говорит исполнительный директор Ассоциации УМСПЧ Вадим Пивоваров. Но представитель Нацполиции верит в авторское право МВД и считает, что Нацполиция поэтому не может обнародовать проекты таких документов.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter