Как Украине перестать нарушать права крымчан – рекомендации правозащитников

Дата: 28 December 2016
A+ A- Підписатися

Правозащитники призывают правительство и Верховную Раду в 2017 году изменить законодательство, что ограничивает права человека, в отношении граждан Украины, которые переместились или проживают в Крыму.

Об этом заявила председатель Центра информации о правах человека Татьяна Печончик во время пресс-конференции в Киеве.

“Бытует мнение, что, поскольку Крым – оккупирован, то и всю ответственность за нарушения прав человека на полуострове несет Российская Федерация как страна-оккупант. Однако это не так. К сожалению, за последние два года украинская власть также приняла ряд нормативно-правовых актов, которые негативно влияют на ситуацию с правами крымчан, создают барьеры и сужают пространство для реализации прав и свобод на Крымском полуострове, в частности – свободы передвижения и права собственности”, – заявила она.

Координатор Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник отметила: “Понятно, что сегодня государство не имеет возможности в полном объеме защитить права и интересы граждан в Крыму. Но Украина несет полную ответственность за соблюдение прав и свобод человека, в первую очередь, на подконтрольных ей территориях по отношению ко всем гражданам. Однако нормы действующего законодательства закрепили дискриминационную практику в отношении граждан Украины, проживающих на оккупированных территориях. Эти граждане сталкиваются с необоснованным ограничением как фундаментальных прав и свобод человека, так и социально-экономических прав на подконтрольных Украине территориях. Такая дискриминационная практика ни в коем случае не способствует реинтеграции оккупированных территорий”.

В частности, правозащитники жалуются на постановление Кабинета Министров № 1035, которое вступило в силу 15 января 2016 года. Оно ограничивает наименование и объем социально значимых продуктов, перевозимых гражданами из Крыма и в Крым: суммарная стоимость их не может превышать 10 тысяч гривен и 50 кг на одного человека.

“После принятия этого постановления в нарушение Закона “Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц” крымчане были практически лишены права на эвакуацию своего имущества и возможности пользоваться им на “материке”, – заявила юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Дарья Свиридова.

Она сообщила, что 26 сентября 2016 года Одесский окружной админсуд вынес решение, которым признан противоправным отказ отдела Херсонской таможни Государственной фискальной службы Украины на пункте пропуска с Крымом внутренне перемещенному лицу с его личными вещами, которые не относятся к списку разрешенных.

Не решается уже второй год и вопрос о статусе “нерезидентов” для крымчан и связанные с ним проблемы в пользовании банковскими услугами. “С грустью констатируем, что вопрос об отмене дискриминационного постановления Нацбанка № 699, которое определило статус “нерезидентов” для крымчан и касается около двух миллионов крымчан и не менее 20 тысяч переселенцев из Крыма, уже второй год находится в судебном разбирательстве”, – сообщила Дарья Свиридова.

По ее словам, о дискриминационном характере постановления НБУ № 699 указано и в Докладе о ситуации с правами человека в Украине от 16 ноября 2015 – 15 февраля 2016 года, подготовленном Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека. А, к примеру, Пленум Верховного суда пришел к выводу, что НБУ по своему усмотрению отождествил (допустил подмену экономических понятий) “сборы” и “налоги” с валютным и внешнеэкономическим регулированием. Несмотря на все это, окончательное решение по делу о дискриминации двух миллионов крымчан не принято до сих пор.

Еще одной проблемой, по словам Татьяны Печончик, является введенный в 2015 году порядок выдачи спецразрешений для иностранцев, желающих въехать в Крым (постановление Кабинета Министров Украины № 367 от 4 июня 2015 года с изменениями от 16 сентября 2015 года (постановление № 722 ). Это постановление является неоправданно бюрократическим и создает существенные препятствия для работы иностранных журналистов, адвокатов, правозащитников в Крыму.

“Для получения спецразрешения иностранному журналисту или правозащитнику надо приезжать в Украину, подавать документы на украинском языке, получать письмо-согласование в Министерстве информационной политики или МИД, идти со всеми этими документами в ДМС и еще ждать до пяти дней. Отсутствует возможность подать документы из-за рубежа через консульские и дипломатические учреждения Украины, нельзя подать документы на английском языке. Вместо освещения репрессий в Крыму, вместо документирования нарушений прав человека иностранные журналисты и правозащитники тратят нервы, время и средства на оббивание бюрократических порогов”, – сообщила она.

Кроме того, по ее словам, правительственное постановление содержит закрытый список категорий иностранных граждан, которые могут получить специальное разрешение на въезд в Крым. Среди них, например, нет адвокатов, кинодокументалистов, исследователей, присутствие которых в Крыму важно для документирования и освещения ситуации с правами человека.

По словам Дарьи Свиридовой, этим постановлением урегулирован также порядок въезда и выезда с территории Крыма граждан Украины, что прямо противоречит как Закону Украины “Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины” (им Кабмин обязал урегулировать лишь порядок для иностранцев и лиц без гражданства), так и международным стандартам по свободе передвижения. Любые ограничения в свободе передвижения по стране для ее граждан могут быть установлены только и исключительно законом, с указанием легитимной цели и необходимости таких ограничений в демократическом обществе.

Правозащитники отмечают и ряд положительных шагов со стороны государственных органов (Министерства по вопросам оккупированных территорий и ВПЛ, Министерства юстиции, МИД и других) о внесении изменений в законодательство, регулирующее права лиц с оккупированных территорий Крыма. Они надеются на дальнейшее формирование повестки дня и стратегическое видение таких изменений с учетом реинтеграции и деоккупации полуострова, а не только как реагирование на текущие вызовы.

“Государству важно определиться с позицией в отношении Крыма и крымчан: блокада или всестороннее возможное содействие и помощь людям. На наш взгляд, международные стандарты прав человека должны указывать путь именно содействия людям с оккупированных территорий в реализации ими своих прав и свобод, гарантированных государством-сувереном. Не менее важна координация действий между государственными органами, которые работают в направлении совершенствования законодательства в сфере защиты прав лиц с оккупированных территорий, и “decision makers”, которая кажется, к сожалению, на сегодня в основном отсутствует или не достигает согласия”, – считает Дарья Свиридова.

Чтобы защитить права крымчан, правозащитники советуют в 2017 году:

  • Отменить Постановление НБУ № 699, которым крымчан признано “нерезидентами” в понимании законодательства Украины, в связи с тем, что указанное постановление носит дискриминационный характер и нарушает права человека и действующее законодательство Украины.
  • Разработать и внести изменения в постановление № 1035 во избежание нарушения прав собственности в понимании ст. 1 Протокола 1 к Европейской конвенции по правам человека и реализации права на эвакуацию своего имущества лицами, перемещаемыми с территории Крыма.
  • Привести в соответствие действующее законодательство Украины относительно урегулирования экономических отношений с Крымом, с учетом соблюдения прав человека и недискриминации, а также с учетом рекомендаций парламентских слушаний “Стратегия реинтеграции в Украине временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь: проблемные вопросы, пути, методы и способы”. А именно: отменить закон о “свободной экономической зоне” Крым и принять новый – об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированных территориях.
  • Упростить процедуру доступа в Крым для иностранных журналистов, международных правозащитных миссий, адвокатов. В частности, предусмотреть уведомительный, а не разрешительный принцип порядка въезда и разработать систему упрощенных разрешений для международных правозащитных миссий, журналистов и адвокатов, целью поездки на оккупированные территории которых является мониторинг и защита прав человека, а также освещение ситуации в Крыму.
  • Разработать и внести изменения в порядок въезда на временно оккупированную территорию и выезда с нее, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.06.2015 № 367, с целью отмены нарушения права передвижения по отношению к гражданам Украины, не достигшим 18-летнего возраста. 
Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter