Правозащитники заявляют о зачистке информационного поля в Крыму

Дата: 09 April 2015
A+ A- Підписатися

Правозащитные организации заявляют, что “крымские власти” для ограничения свободы слова используют как формальные препятствия, так и методы запугивания.

Председатель Крымской полевой миссии по правам человека Ольга Скрипник рассматривает один из таких методов – требование перерегистрации согласно нормам российского законодательства.

“Ограничив срок действия украинских регистрационных документов до 1 апреля 2015 года, Роскомнадзор стал регистрировать СМИ весьма выборочно, чем блокирует работу многих медиа”, – передает слова правозащитницы корреспондент Центра информации по правам человека. 

По информации Роскомнадзора, в Крыму до марта 2014 года было около 3000 СМИ.  По состоянию на 1 апреля 2015 перерегистрировалось по российским законам только 232. 

При этом, из всех крымскотатарских СМИ, подавших заявку, на 1 апреля прошло перерегистрацию только одно СМИ – “Голос Крыма”.  Еще два находятся в процессе регистрации. А у газеты “Авдет”, агентства QHA, радио “Мейдан”, телеканалов ATR и “Lale” документы на перерегистрацию не приняли, утверждают правозащитники.

Большинству крымскотатарских СМИ в регистрации отказали по надуманным предлогам. Так, например,  в своем официальном ответе Управление Роскомнадзора по Крыму сообщило собственникам радиостанции “Мейдан”,  что в регистрации отказано из-за названия СМИ. “Оно может ввести в заблуждение аудиторию”, – говорится в ответе.

Давление со стороны властей Крыма оказывается не только на крымскотатарские СМИ. Все местные радиостанции, работавшие ранее в Крыму, лишились своих частот.  Это произошло потому, что их не допустили к участию в конкурсе по распределению радиочастот, который Роскомнадзор провел 25 февраля.

“Все приведенные факты являются яркими примерами сворачивания свободы слова в Крыму. Это ведет к одностороннему освещению событий, контролю за публикуемой информацией со стороны власти, и невозможности свободно выражать свое мнение”, – утверждает Ольга Скрипник.

Сейчас к преследованию журналистов подключилась ФСБ. Крымское управление ФСБ возбудило в отношении журналистов уголовное дело по статье 280.1 УК РФ (публичные призывы к посягательству на территориальную целостность Российской Федерации). Санкции по статье 280.1 УК РФ предусматривают до пяти лет лишения свободы.

Поводом послужила публикация крымской журналистки Анны Андриевской. Статья была опубликована в декабре 2014 года на сайте “Центра журналистских расследований”.

13 марта в квартирах по месту регистрации автора и бывшей сотрудницы “Центра журналистских расследований” Натальи Кокориной прошли обыски. Наталью Кокорину задержали и допросили в качестве свидетеля. У нее изъяли личный ноутбук.

Оперативники ФСБ изъяли также старые рабочие блокноты Анны Андриевской (то, что осталось в квартире, где она не проживает уже 10 лет) и компьютер, который принадлежит ее отцу. Журналистка сообщила, что в деле она является подозреваемой. Андриевская уверена, что от задержания ее спасает только то, что она покинула полуостров и около года живет в Киеве.

 “Российские власти демонстрируют другим журналистам, которые остаются на полуострове, какая судьба ожидает их, если они будут сомневаться в легитимности нынешней крымской власти. Учитывая последние события в Крыму, у местных журналистов остается немного вариантов: либо молчать (уходить из профессии), либо уезжать из Крыма. Но и последнее не станет спасением от уголовного преследования со стороны спецслужб РФ”, – уверена Анна Андриевская, которая покинула Крым после того, как “крымские власти” возбудили уголовное дело за ее статью.

7 апреля на допрос в ФСБ вызвали еще одну бывшую сотрудницу “Центра” Анну Шайдурову. Поводом также послужили публикации “Центра”.  8 апреля ее 3 часа допрашивали в помещении ФСБ. По словам журналистки она подписала документ о неразглашении информации, о которой шла речь на допросе.

Правозащитники обращают внимание на то, что в этом уголовном деле присутствует нарушение принципа территориальной подследственности, ведь автор материала является гражданкой Украины (она не получала российский паспорт).  При этом “Центр журналистских расследований” зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины и имеет юридический и фактический адрес в Киеве.

Таким образом, создан прецедент, на основании которого российские спецслужбы могут привлекать к уголовной ответственности любого журналиста, который позволит себе публично называть присоединение полуострова к России незаконным.

Медиа-юрист УГСПЛ Сергей Заец считает, что ущемление свободы слова на полуострове отрицательно влияет на ситуацию с правами человека в целом.

“Действия российских властей в Крыму представляют собой вмешательство в права, предусмотренные ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека. При этом обыски и другие действия властей имеют также охлаждающей эффект, стимулируют самоцензуру из страха подвергнуться таким же преследованиям. В итоге многие вопросы замалчиваются, что отрицательно сказывается на общем состоянии реализации всех иных прав и свобод человека в Крыму”– заявил медиа-юрист.

Сергей Костинский, советник министра информационной политики Украины заявил, что правительство Украины готово помочь журналистам защитить их права: “Среди ключевых задач Министерства информационной политики обеспечение свободы слова в Крыму.  Совсем недавно нами была поддержана гражданская инициатива “Crimea Action Group”. Это создание механизм защиты интересов крымской прессы в международных судах”.

По информации Сергей Костинского Министерство так же разрабатывает меры по обеспечению вещания независимых СМИ на территории Крыма. 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter