Скрыть нельзя показать. Что такое ЕГДР?

Дата: 28 December 2016 Автор: Анастасия Федченко
A+ A- Підписатися

Единый государственный демографический реестр (ЕГДР) – понятие для Украины относительно новое. Активно обсуждать его начали в 2012 году, когда был принят и вступил в силу Закон о ЕГДР.

Тогда у власти был Виктор Янукович и Ко. Они представили ЕГДР как непременное условие евроинтеграции и положительную новацию, которая упростит жизнь украинцам.

Правозащитники были против.

ЕГДР должен был содержать в себе слишком много информации о человеке: дату и место рождения, сведения о семье, оцифрованные фото и подпись, отпечатки пальцев, информацию из ведомственных информационных систем, то есть с любых реестров государства без ограничений и т. И в условиях, когда реестр должен был принадлежать МВД, и когда государство было далеко от идеалов демократии и защиты прав человека – перспектива, что все данные о каждом украинце будут доступны в один клик, выглядела угрожающей.

Что изменилось с тех пор?

ID-КАРТОЧКА VS СИНЯЯ “КНИЖЕЧКА”

С тех пор закон претерпел изменений (последние – в июле этого года), и перечень информации в ЕГДР о личности несколько ограничили. Формируется и Единый государственный демографический реестр.

Этот процесс еще связывают с изменением формы паспорта: вместо “книжечек” теперь выдают пластиковые карточки с бесконтактным электронным носителем информации – чипом.

С января 2016 года 16-летним украинцам начали выдавать паспорта нового образца. По данным Государственной миграционной службы, 99,5% совершеннолетних граждан выбирают ID-карту, а не синюю “книжечку”. Также с ноября каждый желающий может поменять старый паспорт на новый.

225 тысяч украинцев уже имеют такие ID-карты. Причем сейчас для районных отделений ГМС закупают дополнительное оборудование, что дает возможность на месте выдавать карточки.

Размер карточки не больше размера “кредитки”. Паспорт, кроме привычных для старого документа данных – имени, номера, даты выдачи и органа, выдавшего карточку, – имеет ряд новых пунктов, в частности:

– уникальный номер записи в реестре (в ГМС подчеркивают: это не номер человека, чтобы не было спекуляций религиозного характера),

– регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (известный ранее как “идентификационный номер”),

– гражданство,

– оцифрованное изображение лица

– и подпись.

Всю эту информацию продублировано на чип, куда также вносятся отпечатки пальцев по желанию лица, и переменные данные – о браке, разводе, детях, регистрации места жительства и тому подобное.

“Победа” ЕГДР:

Электронный носитель – чип – имеет самый высокий из возможных уровней защиты, такими пользуются в большинстве стран мира.

ID-карта может стать универсальным документом, поскольку она является бесконтактной.

“Благодаря бесконтактному электронном чипу его можно использовать во многих отраслях: как допуск на работу, доступ к электронным платежам (но для этого на носитель должны быть внесены реквизиты банковских счетов – авт.), к персональным компьютерам или ноутбукам. Возможно, даже как проездной в транспорте”, – говорит директор департамента информатизации, телекоммуникаций и защиты информации Иван Двойленко.

До полного объема информации доступа не будет иметь никто.

“Зрада” ЕГДР:

Реестр сочетает в себе много разных данных о личности, и одна из важнейших его функций – единая база данных о месте жительства украинцев.

“Украина не является стабильной демократией. Власть в стране периодически меняется. Доверили бы адепты ЕГДР эти данные таком президенту, каким был Янукович? Или если Россия просто их украдет”, – говорит эксперт Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук.

Чтобы получить дополнительную запись на карту, нужно обращаться в органы власти (ГМС) – а это время и деньги людей.

Паспорт с чипом еще не гарантирует безвиза.

“Европа требовала, чтобы документы просто были защищены от подделок. Вполне достаточно было бы сделать как в Молдове, где паспорт напоминает украинское водительское удостоверение”, – говорит Тимощук.

Бланк ID-карты дороже “синей книжечки”.

Для выдачи новых паспортов нужны дорогие рабочие станции и много дополнительного оборудования, чтобы работать с новыми паспортами.

“Нам “втюхали” самый дорогой вариант реформы”, – комментирует эксперт Центра политико-правовых реформ.

Удалить персональные данные из реестра невозможно, даже если будет аннулирован паспорт.

При изменении места жительства, которое с 4 апреля 2016 года можно осуществить даже в наименьшей общине, владельцу нового паспорта придется еще дополнительно посетить районное подразделение ГМС, чтобы перенести информацию из справки в паспорт.

Информация о месте жительства фиксируется на чипе. Поэтому во многих публичных и частных структурах, где требуют информацию о “прописке”, могут быть препятствия с ее получением. Ведь даже не во всех органах власти будет доступ к реестру или возможность считать информацию с паспорта.

Свободный доступ к реестру уже сегодня имеют несколько силовых ведомств. Среди них – и Национальное антикоррупционное бюро.

“Работники НАБУ указывают основания, зачем им нужны данные, и получают доступ к ним. Анализ работы показывает, что все хорошо, нарушений нет. И все действия работников любых служб записываются, чтобы не было злоупотреблений. Зато доступ к реестру существенно уменьшил количество бумажных запросов”, – говорит председатель Государственной миграционной службы Максим Соколюк.

ЧТО ГОВОРИТ ЕВРОПА?

Международные эксперты отмечают: регистрация – это инструмент, позволяющий гражданину быть “легальным”.

“Государство создает такое количество школ или больниц, которое нужно в том или ином населенном пункте, в соответствии с зарегистрированным там количество человек. Все важные события, которые происходят в жизни человека, заносят в реестр. Без надежной идентификации качество образовательных, медицинских и других услуг ухудшается.

Поэтому реестр – это возможность человека коммуницировать с государственными службами и его право на надлежащий уровень услуг.

Но важно, чтобы была интероперационность и возможность государственных служб и государства обмениваться данными. Надо внедрить мощную систему верификации между гражданским реестром и гражданской идентификацией, чтобы все переменные данные как можно скорее заносили в реестр.

Пока эта система не будет создана, всегда будут возникать проблемы с качественным предоставлением услуг”, – говорит советник по вопросам миграции и свободы перемещения Бюро демократических институтов и прав человека Зоран Джокович.

Впрочем, он отмечает: такой объем данных, который будет содержаться в ЕГДР, должен быть надежно защищенным.

“Комплексная система защиты данных развивается параллельно с развитием системы баз данных. Часто государство создает отдельный независимый орган, контролирующий использование данных из реестра: кто из госслужащих их использовал и с какой целью. Любой пользователь или предоставитель услуг не имеет доступа ко всем данным, только к отдельной категории”, – говорит Джокович.

КТО БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ ДАННЫЕ?

К слову, в Европе существуют отдельные независимые институты для защиты персональных данных. Но в украинских реалиях, с нынешним конституционным регулированием и ограниченным бюджетом, вряд ли может идти речь об отдельном органе.

Виктор Тимощук убежден, что достаточно усилить институциональную и финансовую состоятельность омбудсмена, чтобы его офис мог контролировать, кто и зачем использует информацию с ЕГДР и других реестров.

“Правильнее было бы, чтобы был не один реестр, а несколько: отдельный для выданных паспортов, другой – для регистрации места проживания, еще один – для регистрации актов гражданского состояния. Между ними должно быть взаимодействие, но их нельзя объединять в один именно из-за концентрации большого количества информации о лице в одном месте”, – добавляет эксперт.

Если вспомнить, то во время Революции Достоинства тогдашняя власть контролировала перемещение украинцев даже без ЕГДР, используя данные паспортных столов, Укрзализныци (ведь билеты на поезда являются именными) и др. Поэтому участие определенного лица в Майдане ни для милиции, ни для других ведомств не было секретом.

Чтобы такая ситуация не повторилась, эксперты отмечают: реестр должен быть надежно защищенным. А граждане не должны терять бдительность.

КОГДА ЗАРАБОТАЕТ?

В Государственной миграционной службе обещают: Единый государственный демографический реестр полноценно заработает уже через 3-4 года. За это время подготовят всю необходимую техническую базу и будут работать над системой защиты данных.

Виктор Тимощук убежден, что реестр может заработать и быстрее, ведь с 4 апреля этого года по законодательству создаются реестры территориальных общин. Если каждая община переведет информацию о своих жителях в электронную форму, на базе этой информации можно будет иметь электронный реестр места проживания лиц. При условии одинакового оборудования.

Однако куда же без “зрады”?

ГМС закупку оборудования оставляет на усмотрение местных отделений, например, по результатам выигранных тендеров. Разные устройства могут “конфликтовать”.

И вместо облегчения, которое должен был принести ЕГДР, он может принести очередные справки для разных государственных служб…

Украинская правда

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter