Против России, но не всегда на защиту крымчан: чего не хватает в резолюции ООН по Крыму

Дата: 15 December 2016 Автор: Татьяна Печончик , Флориан Ирмингер
A+ A- Підписатися

В конце недели мировая дипломатия вновь вернется к вопросу Крыма. По инициативе Украины Генассамблея ООН проголосует за резолюцию, констатирующую кризис с правами человека в Крыму с начала оккупации. Предварительное голосование в Третьем комитете ООН по этой резолюции, которое состоялось в ноябре, внутри Украины было представлено как победа украинской дипломатии. На самом деле реальность несколько иная.

Через политизированный характер резолюции и ее восприятия как “предвзятой” некоторые страны, которые обычно поддерживали Украину (например, Ботсвана, Чили, Нигерия, Южная Корея или Сенегал), отстранились от поддержки. И это неудивительно, ведь суть резолюции направлена не столько на защиту жертв нарушения прав человека в Крыму, сколько на то, чтобы нанести как можно более мощного удара по России.

Первая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по Крыму была проголосована более чем два с половиной года назад.

Так, 27 марта 2014 года ООН подтвердила территориальную целостность Украины, подчеркнув, что так называемый референдум, который состоялся 16 марта 2014 года и привел к аннексии полуострова, “не имеет законной силы”. Резолюция также призвала “все стороны немедленно приступить к мирному урегулированию ситуации”.

С тех пор Офис прокурора Международного уголовного суда (МУС) в Гааге признал ситуацию в Крыму международным вооруженным конфликтом и продолжающейся оккупацией. После этого Российская Федерация отозвала свою подпись под основополагающим документом МУС, Римским статутом, который она, к слову, и без того не собиралась ратифицировать.

Страны, поддержавшие эту резолюцию в 2014-м, сегодня так же не ставят под вопрос ее содержание. Таким образом, ни у кого не возникает сомнений в легитимности и законности заявлений Украины о ее территориальной целостности – за исключением тех, кто верит в российскую пропаганду.

Также не вызывает сомнений факт, что после аннексии ситуация с правами человека в Крыму значительно ухудшилась.

Россия ввела на оккупированной территории свои законы, создала подконтрольные ей суды и органы власти, которые проводят серьезную и системную атаку на гражданское общество и на тех, кого власть воспринимает как политических оппонентов.

Значительная часть нарушений прав человека в Крыму, фигурирующих в сообщениях ООН, базируются на данных правозащитников и юристов, которые продолжают работать на полуострове и имена которых мы не будем называть для их безопасности.

Мы твердо убеждены, что для международного сообщества давно пора обратить внимание на руину системы защиты прав человека в Крыму, которая является следствием политики России и де-факто власти Крыма. Коалиция общественных организаций, которую мы представляем, неоднократно призывала к этому, в частности в марте 2016 года, во время заседания Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке.

Что не так с документом, который лоббирует официальный Киев?

15 ноября 2016 года комитет ГА ООН, занимающийся вопросами прав человека, одобрил проект резолюции “Ситуация в области прав человека в Автономной Республике Крым и городе Севастополе (Украина)”, предложенной Украиной: 73 государства проголосовали за, 23 – против и 76 воздержались – не так удачно, как это было в марте 2014 года, когда 100 государств высказались за украинский документ, 11 – против и 48 воздержались.

Но это голосование не является окончательным. Резолюция еще должна быть рассмотрена Генассамблеей.

Кое-что еще может измениться, хотя не стоит ожидать резкого изменения отношения и количества голосов.

По правилам ООН, при нынешнем распределении голосов резолюция также будет утверждена – при голосовании в ГА количество воздержавшихся не имеет юридического значения. Главное – перевес голосов “за” над голосами “против”.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы Украине удалось убедить больше государств проголосовать за резолюцию. Например, такие страны как Аргентина, Армения, Ботсвана, Бразилия, Чили, Кот-д’Ивуар, Габон, Гана, Мексика, Нигерия, Южная Корея, Руанда, Сенегал, Сербия, Сингапур, Южная Африка, Тунис, Уругвай.

Ведь Крым – это не проблема только Украины или Западной Европы, а вызов для всего мира. И именно поэтому в Организации Объединенных Наций нарушения прав человека в Крыму должно быть представлено и восприниматься как международная проблема, а не только украинская. Это ошибка украинской дипломатии – считать, что собственных усилий или даже совместных потуг с европейскими партнерами будет достаточно, чтобы привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека в Крыму.

Другая проблема резолюции, вынесенной на рассмотрение Генассамблеи ООН, касается ответственности. В тексте документа говорится об ответственности исключительно Российской Федерации как страны-оккупанта, которую призывают “соблюдать свои обязательства в соответствии с нормами международного права”.

Мы считаем, что резолюция ООН должна вспомнить также об ответственности тех, кто выполняет приказы системы, агентов де-факто власти Крыма.

Они должны быть не только упомянуты, но и осуждены в тексте резолюции.

Эти люди должны получить четкий сигнал, что мировое сообщество за ними наблюдает, знает об их преступлениях и рано или поздно им придется за все ответить.

Но резолюция содержит пробел в этом вопросе, сосредоточив внимание только на широкой картине политической ответственности РФ.

Действительно, Россия должна быть в центре внимания, однако отсутствие упоминаний об ответственности остальных участников нарушений не повышает доверия к резолюции.

И напоследок факт, для украинской дипломатии больнее всего признать: Украина тоже несет ответственность за несоблюдение прав человека в Крыму.

Объективная резолюция должна была бы осудить гражданскую блокаду Крыма и любые будущие попытки подобных акций.

Также в документе должна быть упомянута ответственность Украины по поводу осложнения доступа в Крым для иностранных журналистов, правозащитников, адвокатов.

Отсутствие в резолюции упоминаний о системной дискриминации жителей Крыма в украинских банках и отношение к ним как к “нерезидентам” – это еще одна упущенная возможность для мирового сообщества повлиять на ситуацию с правами крымчан.

Нет в резолюции и ни одного упоминания о правительственном запрете на вывоз из Крыма личных вещей, которые не включены в список разрешенных Кабинетом министров (постановление №1035). Это приводит к ситуациям, когда переселенцы из Крыма, жертвы репрессий и преследований, при переезде на материковую часть Украины не могут забрать с собой свое имущество – через ограничения, введенные украинским правительством.

Подытоживая, отметим: есть основания надеяться на лучшие результаты голосования на этой неделе в Нью-Йорке.

Среди таких оснований – то, что Украина в последнее время показала свою готовность сотрудничать с международным сообществом для решения проблем в области прав человека.

Но при этом важно, чтобы упомянутые выше проблемы не замалчивались на уровне ООН, а страны-друзья Украины не стеснялись требовать от Киева делать все возможное для соблюдения прав как тех крымчан, которые вынуждены были покинуть оккупированный полуостров, так и тех, которые до сих пор проживают в Крыму, документировать нарушения прав человека, чтобы потом привлечь де-факто власть и тех, кто ее поддерживает, к ответственности.

Мы верим, что эта резолюция, как и любой другой международный документ, касающийся Украины, – это также возможность призвать страну к выполнению ее собственных обязательств перед своими гражданами, а также и ее настоящего, неподдельного желания реагировать на нарушения прав человека и последствия оккупации Крыма.

Ведь крымчане, жертвы преследований и репрессий, заслуживают другого отношения, отнюдь не игнорирования.

Для Европейской правды Татьяна Печончик, Центр информации о правах человека (Киев, Украина) и Флориан Ирмингер, Фонд домов по правам человека (Женева, Швейцария) 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter