Дело Небесной Сотни должно расследоваться в Гааге – правозащитница

Дата: 19 February 2015
A+ A- Підписатися

Результатов в расследовании гибели людей на Майдане пока нет, и надежды только на Международный уголовный суд в Гааге, куда передана доказательная база, наработанная активистами, и материалы от Генпрокуратуры.

Об этом рассказала в эфире “Громадського радіо” глава Центра информации о правах человека (ЦИПЧ) Татьяна Печончик.

Она отметила, что этот год можно назвать “годом безнаказанности”, ведь до сих пор люди, которые совершали преступления, не привлечены к ответственности, за исключением случая с казаком Михаилом Гаврилюком.

Это, по мнению правозащитницы, связано с отсутствием координации между МВД, СБУ и Генпрокуратурой, которые проводят эти расследования, неспособностью сохранить ключевые доказательства и отказом чиновников, причастных к тем событиям, сотрудничать со следствием. 

В производстве Генпрокуратуры сейчас 77 дел, где доказана связь гибели людей с событиями на Майдане, но это только по Киеву, а гибели в Хмельницкой, Черкасской, Запорожской областях не входят в этот блок дел. Глава ЦИПЧ отметила, что на днях была в ГПУ вместе с женой одного из погибших во время Евромайдана, и убедилась, что следователи Генпрокуратуры работают почти круглосуточно, но результатов пока нет. 

Есть случаи, когда люди были убиты в других городах, есть случаи, когда причина смерти носит не уголовный характер, но она могла иметь связь с теми событиями, когда, например, люди были политы водой из водометов на морозе и потом умерли от пневмонии. Но эти случаи не идут в общем расследовании, и мне кажется, что по ним делается еще меньше, чем по основному расследованию, которое ведет Генеральная прокуратура”, – отметила Татьяна Печончик. 

Во время Майдана активисты объединились в инициативу “Евромайдан SOS” и оказывали медицинскую, юридическую, психологическую и другую помощь пострадавшим во время протестов. Но одним из главных направлений было документирование преступлений, говорит Татьяна Печончик. Активисты наработали большую базу данных (фото, видео, свидетельства людей, медицинская документация), которая в течение года постоянно дополнялась новыми данными, в том числе от родственников погибших. Многие из них проводили свои расследования, которые были более эффективными, чем те, что проводит ГПУ. 

Активисты 5 января передали наработанную базу данных в Международный уголовный суд в Гааге, который начал предварительное изучение событий Майдана. Генпрокуратура также направляла свои материалы в МУС. На первом этапе, отмечает Татьяна Печончик, суд должен определить, являются ли эти события преступлением против человечности – если да, тогда в Украину приедут прокуроры, чтобы проводить основной этап независимого расследования. Експертка отмечает, что МУС является последней надеждой, но такие расследования обычно длятся годами, поэтому ожидать быстрого результата не стоит.

Татьяна Печончик отмечает: некоторые свидетели событий признавались, что не доверяли Генпрокуратуре и отказывались давать показания – например, те, кто оказывал медицинскую помощь пострадавшим протестующим. В подпольных госпиталях не было создано надлежащих условий для такой работы, и свидетели опасались быть привлеченными к ответственности. 

Возможности общественных активистов в проведении расследования ограничены, кроме того, иногда нельзя однозначно сказать, что случай связан с акциями протеста. Например, как рассказывает Татьяна Печончик, активистам в начале марта позвонил отец парня, который во время Майдана вышел с друзьями в Ирпене, чтобы защищать город от “титушек”, а утром его тело нашли на железнодорожных путях. Прокуратура написала, что его сбил поезд, но на самом деле есть данные, что его до смерти избили “титушки” и выбросили на пути. 

Нельзя однозначно сказать, что этот случай связан с этими акциями протеста, но существует такая возможность. К сожалению, у нас нет никаких процессуальных возможностей, чтобы вступать в это дело и его расследовать“, – говорит Татьяна Печончик. 

По словам правозащитницы, не все, кто пострадал во время протестов и лечился за свой счет, получают компенсации. Ведь нужно доказывать, что травмы получены именно из-за событий на Майдане, а не у всех есть такие доказательства. 

Также, как отметила Татьяна Печончик, в президентском списке для награждения к годовщине тех событий есть несколько человек, вообще не имеющих отношения к Майдану, и это можно считать пренебрежением к памяти тех, кто погиб героической смертью.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter