Создать онлайн-музей ромской культуры: зачем это нужно Украине

Дата: 31 August 2015 Автор: Ирина Выртосу
A+ A- Підписатися

Воспитать достойного гражданина страны, дав ему приличное образование, и привить высокую культуру общения – это не цель, это обязанность. Дать образование каждому рому, да еще таким образом, чтобы он сам этого хотел – сегодня проблема. 

Именно поэтому вопросы образования и культуры не должны стоять на последнем месте в “списке желаний” интегрировать ромов в современное общество.

Не зря в мире одним из проявлений инновационных сдвигов рассматривается культурная дипломатия как мощный инструмент внутренней и внешней политики, которым нельзя пренебрегать.

Это так называемая “мягкая сила” в преодолении стереотипов, налаживании межкультурного диалога, продвижении гуманистических ценностей, сохранении этнокультурной идентичности.

Не случайно в ЕС сейчас набирает обороты кампания по обсуждению концепции и принципов Европейских ромских институтов (European Roma Institute), и нам с вами в этом вопросе следует активнее сотрудничать с ромами Евросоюза.

Я руковожу двумя ромскими учреждениями – государственным театром и национально-культурным обществом. Нам постоянно приходится быть не только в творческом поиске, но и в состоянии “шоковой терапии” от нашествия бесплодных циркуляров, распоряжений и приказов.

Нам очень интересен успешный опыт других стран мира, которые прошли процесс становления этнической политики и сейчас находятся в фазе процветания.

Посмотрите на Китай. Он уделяет большое значение развитию культурного наследия всех 55 национальностей. Мы не будем завидовать китайцам, что у них есть даже компьютерные клавиатуры со знаками всех национальных языков. Важно то, из чего они начали деятельность – и тепер у них наибольшее количество культурных продуктов национальных меньшинств, занесенных в Список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

А начали они с того, что создали группу и так называемую канцелярию, которая занялась переписью, поиском, спасением и составлением ресурсов нематериальной культуры, национальных традиций, литературы и искусства. Они нашли 1028 ее видов и 1500 человек, которые являются типичными наследниками этой нематериальной культуры.

Развитие современных коммуникаций и информационных технологий сегодня и нам в некоторой степени позволяет по-другому взглянуть на продвижение ромской культуры в Украине. Чрезвычайно актуально именно сейчас создавать качественные информационные платформы и размещать на них достоверную информацию об истории и культуре ромов Украины и мира.

Так, в июне Посольство Нидерландов поддержало создание первых 26 программ ромского интернет-радио в Украине, которое должно быть запущено в начале осени. Радио будет транслироваться на украинском, ромском, русском и английском языках. Это хорошо.

Национально-культурным объединением “Амала”, государственным ромским театром “Романс” и другими ромскими объединениями за годы деятельности накоплены уникальные материалы по ромской истории, культуре, быту.

Поэтому мы предлагаем начать работу над созданием виртуального музея-архива. Потому что сейчас, к сожалению, в украинском сегменте интернета практически отсутствует качественный ромский контент, а имеющаяся достоверная информация фрагментарна и теряется в потоке “хлама” и фейков. И здесь есть над чем работать. Например, начать с создания органа наподобие китайской канцелярии, которая займется переписью, поиском, спасением и составлением ресурсов нематериальной культуры, национальных традиций, литературы и искусства ромов Украины.

Ведь устная по своей природе ромская культура также благодаря современным технологиям имеет шансы и должна быть сохранена. Для этого в виртуальном музее-архиве предполагается разместить аудио-, видеозаписи и методические разработки, которые позволят изучать и развивать все имеющиеся в Украине диалекты ромского языка, фиксировать и популяризировать фольклор разных этногрупп, аудиозаписи творческих ромских коллективов, поэзию ромского поэта Михи Козимиренка, Раисы Набаранчук…

Что же касается образования, у меня сразу возникает вопрос: насколько достоверными и глубокими в плане познания истории и культуры ромов Украины будут разработки планов и учебных пособий?

Будет ли предусмотрено в программе изучение жизни и творчества киевской художницы по вышивке икон Людмилы Кирпаревой, которую маленьким ребенком вместе с матерью и тетей от неминуемой смерти в Бабьем Яру спасла ромская песня?

Узнает ли молодежь историю о том, как стальную кибитку, пробитую пулями и украшенную стальными розами, привезли когда-то к тому же Бабьему Яру, а власти не разрешили ее установить, угрозами принуждали разрезать на куски и пустить в переплавку?

А ведь это был первый памятник ромам, невинно погибшим от рук фашистов в годы войны. Хорошо, что в конце концов печальная колесница, над которой работал скульптор Анатолий Игнащенко (у которого также есть ромские корни), нашла себе пристанище в Каменец-Подольском.

И сможет ли молодое поколение хотя бы на бумаге увидеть гениальный эскиз памятного мемориала на месте расстрела 5 ромских кибиток под городом Дивошир Житомирской области? Узнать о трагической истории, которая произошла в 1942 году именно на праздник Спаса Господнего, и в душе выразить благодарность руководителю поискового отряда Якову Грищуку. Благодаря ему несколько лет тому назад было осуществлено перезахоронение останков по христианским традициям.

И еще есть очень много историй, которые мы не можем оставить без внимания.

Я очень надеюсь, что нам, как инициаторам создания реестра, в дальнейшем – виртуального музея-архива, помогут наши коллеги со всех регионов Украины. И тогда ромская молодежь получит качественные учебные планы и программы по изучению истории и культуры своего народа, а его лучшие образцы, возможно, дополнят список устного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, единственным пунктом которого пока является Петриковская роспись.

Ведь культура – это то, что остается, когда все остальное забыто…

Выступление украинского режисера, актера театра и кино Игоря Крикунова во время круглого стола “Около 200 тысяч граждан Украины ромского происхождения не имеют возможности отдать своих детей в школу”.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter