Папа года. Легко ли украинским мужчинам взять декретный отпуск?

Дата: 23 November 2017 Автор: Ирина Выртосу
A+ A- Підписатися

В Украине стартует рейтинг “Самые лучшие семейные работодатели”. Инициатор рейтинга – Владислав Головин, редактор издания Fathersclub, отец троих детей. Рейтинг имеет целью повысить репутацию компаний, которые ценят работников не только за их профессиональную квалификацию, но и за участие в воспитании детей.

Впрочем, готово ли государство способствовать ответственному отцовству и не оказывает ли этому препятствий?

Фото компании Patagonia

КТО В УКРАИНЕ НАИЛУЧШИЙ СЕМЕЙНЫЙ РАБОТОДАТЕЛЬ?

Более 20 отечественных и международных компаний в Украине подали свои анкеты на участие в рейтинге. Владислав Головин ожидает за две недели добрать еще до полусотню. Эту идею он позаимствовал у американской компании Fatherly.com, рейтинг которой уже три года подряд определяет наилучших работодателей для пап.

“Но мы поняли, что для Украины делать рейтинг сугубо “для пап” рано, иначе мы бы рисковали не получить ни одной заявки. Поэтому решили определить лучших семейных работодателей”, – объясняет Владислав.

Идея рейтинга в том, чтобы компании поняли, что для них это важный элемент репутации – насколько они комфортны для семьи. Если работодатели действительно заинтересованы в лояльности работников, они будут предлагать не только достойную зарплату, но и разумный баланс работы и личной жизни (так называемый work and life balance).

“Человек, который видит, что на работе его уважают не только за квалификацию, но и за другие “качества”, в частности отцовство, лучше будет работать. Это очевидные вещи”, – убежден Владислав.

Мужчина рассматривает этот рейтинг как долгосрочный проект.

“Надеюсь, через год-два компании будут бороться за то, чтобы попасть на вершину этого рейтинга. Чтобы эйчары посмотрели и сказали: “Ох, ничего себе, ребята данной компании выплачивают деньги за рождение ребенка, а у нас ничего такого нет. Надо что-то менять”. Вот это и есть наша цель”, – отмечает собеседник.

Компании, желающие принять участие в рейтинге, должны честно ответить на следующие вопросы:

1. Предусмотрена ли в вашей компании премия для работников, которые стали родителями? Если да, то в каком размере и когда была введена?

2. Платит ли компания медицинскую страховку для всех или нескольких членов семьи работника независимо от пола? Когда введена? Какова общая сумма покрытия по страховке?

3. Есть ли у компании другие виды поддержки ответственного отношения к отцовству среди работников? Какие? Когда введены?

4. Какова средняя продолжительность декретного отпуска, которым пользовались работники компании?

“Когда читаешь, что в США компания платит 4 тысячи долларов работнику, у которого родился ребенок, или дает отпуск на год, чему в этой стране закон вовсе не обязывает, невольно смотришь на украинскую действительность. У нас сейчас из тех 20 работодателей, которые ответили, трое или четверо платят премию за рождение ребенка, и то очень небольшую”, – отмечает Владислав Головин.

Он также ожидает, что вопрос ответственного отцовства и поощрения к этому работодателей начнет обсуждаться в кругу рядовых граждан. Головин уверен, что в последние годы родительская общественность становится очень активной. Так, он вспоминает проект мамы Ольги Мирцало “Киев – дружественный к родителям и детям”, участники и участницы которого организовывают “0+ Кино для родителей с детьми”, формируют интерактивную карту доступности, организовывают флешмобы и тому подобное.

“Такие разные родительские инициативы создают то общественное давление, чтобы наша среда становилась более доступной и безопасной для родителей с детьми”, – добавляет Владислав.

“ТРУДНО, ПОКА НЕ ПРИДУ К ДРУГУ, У КОТОРОГО ПЯТЕРО ДЕТЕЙ”

Сам Владислав Головин более года возглавляет “Отцовский клуб”, где мужчины обсуждают актуальные вопросы воспитания детей, взаимоотношений в семье, оказания первой медицинской помощи, психологической поддержки и тому подобное.

Владислав Головин с семьей / Фото инициативы “Культурный проект. Дети”

 

“В нашем патриархальном обществе царит стереотип, что дети – не мужское дело. Пусть эти бабы сидят на кухне и занимаются ими. А я буду с сыном, когда ему исполнится лет 15, и уже с ним можно будет пиво выпить и на футбол сходить. Когда я только создавал клуб, я надеялся, что образуется мужская аудитория, которая этих взглядов не разделяет. Так и произошло, есть значительная часть мужчин, для которых ответственное отцовство очень важно”, – рассказывает Владислав.

Кроме получения информации через сайт, рассылки новостей, фейсбук-страницы, мужчины собираются на регулярные встречи.

“Это очень вдохновляет, когда в клубе 20 мужчин говорят не о политике, футболе, извините, о телочках, а обсуждают, что делать с детьми. Как находить с ними общий язык, когда не слушаются. Как-то один отец спросил: “У меня двое ребят, и я не знаю, как мне быть. Я понимаю, что бить их ненормально, но они постоянно все громят в квартире…”. Каждый из нас делится своим опытом”, – говорит Владислав.

“Трудно ли мне с тремя детьми? Ну до тех пор, пока не приезжаю к своему другу, у которого их пятеро. Тогда становится немного легче. Понимаю, что я еще так молод”, – смеется мой собеседник.

В ближайшее время, 14 декабря, “Отцовский клуб” организует встречу с папами на тему, как подготовиться к партнерским родам.

“Я подсмотрел такой формат в Австралии. Когда мужчинам о партнерских родах рассказывают не в женской консультации, а в кафе или в пабе. Сколько на самом деле стоят роды, что надо дать жене с собой в больницу, какие должны быть медикаменты, можно ли рожать дома, что делать с малышом, который только что родился…”, – делится планами Владислав.

Аудитория клуба – не те мужчины, которых надо убеждать, как классно быть отцом. По словам Головина, последние 5-6 лет тренд изменился, и на детских площадках все больше пап, которые с удовольствием гуляют со своими малышами.

“Они выходят не потому, что жена сказала. Они хотят играть с детьми, охотно постят фотографии в инстаграм… Они этим гордятся.

Конечно, если мы включим программу типа “Чрезвычайных новостей” и увидим ужасные ролики о том, что отец избил или изнасиловал своего ребенка, это не добавляет веса отцовству. Но это уже вопрос к МВД, другим государственным органам.

Наши отцы – другие, и их много, просто о них не так часто пишут. Не тот ракурс, чтобы привлекал внимание. Потому что если случается какая-то трагедия, мол, какой-то человек бросил девушку с младенцем, идет большой резонанс сетями… А среди моих знакомых есть родители четырех и пяти детей. Оба – классные папы, и они не кричат об этом на каждом шагу. Именно поэтому я организовал издание Fathersclub.com, чтобы писать о таких ребятах”, – объясняет главный редактор.

По мнению Владислава Головина, дискриминационное отношение к мужчинам-отцам прежде проявляется в стереотипном восприятии. Мол, мужчина должен быть исключительно охотником и добытчиком.

“Дело мужчины – принести мамонта, а остальное сделают женщины. Такие стереотипы закреплены не столько с советских времен, как с патриархальной модели общества. Отсюда и следует: какой там отец захочет получить отпуск по поводу того, что у него родился ребенок? Поэтому это иногда трудно сделать. Даже не столько из-за дискриминации, а потому, что это “не его дело”. И пока такое мнение будут иметь работодатели, то родителям придется преодолевать эти препятствия. Надеюсь, нашим рейтингом мы понемногу начнем менять взгляды руководства компаний”, – объясняет Владислав.

Головин также добавляет, что среди его знакомых не было таких, кто хотел бы, а ему не дали отпуск по уходу за ребенком. Более того – предлагался формат отдаленной работы, тем самым сохранялась и возможность иметь доход. Все зависит от самого человека и его настойчивости.

НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ, СКРЕПЫ ИЛИ ДИСКРИМИНАЦИЯ?

Пока “обычные” граждане создают изменения вокруг себя, спешит ли Украина идти навстречу мужчинам-отцам?

“Недавно мэр Чернигова Владислав Атрошенко получил от Коалиции по противодействию дискриминации в Украине антипремию “Дискриминатор года – 2017” за призыв рожать всем по три ребенка, иначе они будут считаться “не украинцами и больными”. Пустые слова, которые могут рассматриваться даже как язык вражды – это пока все, что придумал городской чиновник, чтобы решить демографическую проблему в Украине”, – комментирует координатор кампании “Дискриминация ограничивает. Противодействуй!” Ирина Текучова.

Эксперт называет инициативу Владислава Головина полезной и говорит, “кто, как не работодатель, может стимулировать своих работников рожать и не бояться, что из-за этого они будут уволены или недооценены”.

Ирина Текучова также добавляет, что дискриминация по семейному положению запрещена украинским законодательством, защищающим как матерей, так и отцов в сфере трудоустройства.

“В последние годы развивается тенденция делить отпуск по уходу за ребенком между папой и мамой, что дает женщинам больше возможностей развиваться в профессиональном направлении. Но здесь нередко именно папы сталкиваются с нежеланием работодателя отпускать своего сотрудника-мужчину в такой отпуск из-за стереотипов, которые у нас существуют в обществе”, – говорит Текучова.

 

Именно борьба со стереотипами сегодня наиболее ожесточенная, утверждают эксперты. В частности, стигматизация мужчины-отца прослеживается как в решениях местных судей, так и в обращениях в Европейский суд по правам человека.

Например, недавно украинское сообщество взволновало решение Верховного Суда Украины (ВСУ), в котором признаны законными действия Открытого акционерного общества “Укргаздобыча”, которое не отпустило мужчину “в декрет” и уволило его за прогулы.

ВСУ опирался на Кодекс законов о труде Украины и рассматривал дело с позиции “не присутствовал на работе без уважительных причин”, следовательно, прогул.

Тем самым ВСУ отменил решение Апелляционного и Высшего специализированного судов. Эти суды аргументировали, что отсутствие мужчины на работе было связано с уходом за малолетним ребенком, о чем он предупредил руководство, поэтому отсутствовал по уважительным причинам.

Впрочем, ВСУ утверждает, что “суды апелляционной и кассационной инстанции пришли к ошибочному выводу…, поскольку предоставление социального отпуска является обязанностью работодателя, а не является его правом”.

Взгляды сообщества в соцсетях по этому делу разделились. Одни говорили, если по украинскому закону нельзя просто позвонить руководителю и сказать, что у меня родился ребенок, поэтому не выхожу на работу, то, значит, мужчину справедливо уволили. И “прикрываться” детьми совсем некстати.

Другие утверждали, что таким решением ВСУ никак не способствует привлечению пап к воспитанию детей и затрудняет в дальнейшем получение “отцовского” отпуска.

В этом убеждена также и юрист, гендерный эксперт Елена Уварова, которая видит главную проблему в решении ВСУ, что суд узаконивает неравные подходы к отпуску по уходу за ребенком.

“Суд сказал, что в отличие от матери ребенка работодатель относительно мужчины может решать – давать отпуск по уходу за ребенком или нет… Здесь явная дискриминация, так как в вопросах отпуска по уходу за ребенком должны существовать абсолютно идентичные подходы, независимо от того, о ком из родителей говорится .”, – прокомментировала Уварова.

Юрист напоминает, что такой отпуск и соответствующие выплаты подпадают под действие статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку они способствуют семейной жизни и непременно влияют на то, как она организована.

И Европейский суд по правам человека по делу “Константин Маркин против России” отмечает, что мужчины находятся в аналогичном с женщинами положении относительно отпуска по уходу за ребенком и надлежащих выплат (решение от 22 марта 2012 года).

Согласно этому решению, Суд не согласился, что оправдание разницы в отношении в случае заявителя может заключаться, как утверждало Правительство России, в особой социальной роли женщины в воспитании детей.

Современное европейское общество продвинулось вперед к равному распределению ответственности за воспитание детей между мужчинами и женщинами, и роль мужчин в уходе за детьми стала признанной. Большинство европейских стран, включая Россию, теперь разрешают мужчинам и женщинам отпуск по уходу за ребенком, и значительное количество стран также распространили это право и на женщин-военнослужащих и мужчин-военнослужащих.

“Разницу в отношении в случае заявителя нельзя считать положительной дискриминацией в пользу женщин, поскольку она явно не направлена на исправление угнетенного положения женщин в обществе.

Зато она вызвала углубление гендерных стереотипов и была неблагоприятной как для профессиональной деятельности женщин, так и для семейной жизни мужчин. То есть ссылка на традиционное распределение гендерных ролей в обществе не может оправдать отказ мужчинам, включая военнослужащих, в праве на отпуск по уходу за ребенком”, – отмечается в решении дела” Константин Маркин против России”.

***

Если ваша компания желает присоединиться к рейтингу “Самые лучшие семейные работодатели Украины”, присылайте ваш запрос Владиславу Головину в Facebook или на почту fatherscl@gmail.com

Материал подготовлен при поддержке Кампании по противодействию дискриминации

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter