Только 10% Стратегии по правам человека выполнило государство за полгода – правозащитники

Дата: 14 June 2016
A+ A- Підписатися

Картина не катастрофическая, но не очень утешительная в части выполнения Плана действий в рамках реализации Национальной стратегии по правам человека.

Чиновники не до конца понимают значение Стратегии и обязательного выполнения Плана действий, органы центральной власти не сотрудничают с общественностью, а общественность зачастую пассивна при анализе работы государства.

Такие выводы озвучил представитель Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Михаил Чаплыга, представляя результаты мониторинга выполнения госорганами Плана действий и Национальной стратегии в области прав человека за первый квартал 2016 года.

Об этом сообщает корреспондент Центра информации о правах человека.

Национальная стратегия – это так называемая дорожная карта, которая показывает, что государству следует сделать, чтобы улучшить ситуацию с правами человека в течение пяти лет, поскольку Стратегия разработана до 2020 года.

А План действий – это некоторый компромиссный документ между органами власти и гражданским обществом, который утвердил Кабинет Министров. То есть правительство взяло на себя конкретные обязательства, которые должен выполнить“, – комментирует Чаплыга.

Эксперт отмечает, что сейчас есть серьезная необходимость мониторить соблюдение прав человека, поскольку существует опасность сужения прав. Поэтому была создана общественная платформа с участием Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) и Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека.

Мы не просто верим на слово, а осуществляем внешний независимый общественный мониторинг. Часто звучит, что следует уступить определенными правами человека ради безопасности страны. Но перефразируя Черчилля, если в этой войне мы должны пожертвовать правами человека, за что мы тогда воюем“, – отмечает Чаплыга.

Национальная стратегия – очень важный инструмент, с помощью которого мы можем влиять на власть. Ранее мы ссылались только на международные соглашения. Теперь в Украине новый этап, когда государство имеет внутренний документ – собственную Стратегию в области прав человека“, – комментирует один из инициаторов общественной платформы по мониторингу выполнения Плана действий, исполнительный директор УХСПЧ Аркадий Бущенко.

Мониторинг осуществляется с помощью анализа информации из открытых источников органов власти, альтернативных отчетов, по ответам на информационные запросы и т. п.

За все это время – конец 2015 год и первый квартал 2016 – выполнено лишь 10% из запланированных мероприятий. Этот показатель не очень утешительный. Есть огромные риски частичного или неправильного понимания Плана действий“, – прокомментировал Чаплыга.

Часто не выполнение Плана действий объясняется непониманием чиновника определенных положений. Однако есть такие действия со стороны министерств, которые эксперты “не могут объяснить”. Например, дискриминационное Постановление Кабинета Министров №637, которое, в частности, обязывает человека в трехдневный срок подтвердить свое физическое присутствие, если к нему пришли с проверкой фактического проживания.

Это постановление лишь закручивает гайки и собственно действует вопреки утвержденным положениям Национальной стратегии в отношении переселенцев“, – комментирует Чаплыга.

Представитель Уполномоченного называет тройку лидеров, которые были наиболее открыты для коммуникации с общественностью Министерство юстиции, Национальная полиция и Министерство социальной политики.

В то же время он отмечает, что по выполнению пунктов Плана действий в Минсоцполитики есть претензии, поскольку недавнее постановление № 637 существенно ограничило права внутренне перемещенных лиц.

В общем оценивая выполнение Плана действий, Аркадий Бущенко отмечает: “Картина не катастрофическая, но не очень оптимистичная. Создается впечатление, что власти недостаточно серьезно восприняли этот документ, как бы очередная бумажка, которая лежит на полочке“.

Эксперты называют еще одну проблему – неподготовленность органов центральной власти к сотрудничеству с органами гражданского общества.

Как правило, когда общественность хочет сотрудничать с определенным департаментом или министерством, выделяется один человек, который компетентен в очень узком направлении. И он не может предоставлять полную информацию, а тем более работать для эффективного взаимодействия с различными департаментами“, – комментирует Чаплыга.

Среди министерств, которые “могли бы сделать больше, но не сделали”, и проявили полное отсутствие коммуникации с общественностью Чаплыга назвал Министерство здравоохранения и Министерство образования.

Формализм при исполнении Плана действий, желание быстрее отчитаться – также в перечне проблем, которые зафиксировали мониторы.

В отчетах часто галочка, что мы формально к этому подошли и обсудили, уже стоит … Но это бутафория. Общественность имеет возможность участвовать в обсуждении нормативных документов, необходимо публичное информирование общественности об этом, объявления механизмов и способ коммуникации органов власти с общественными организациями и т.д. “, – отмечает Чаплыга.

В то же время представитель Уполномоченного замечает, что не в полной мере сработали и сами общественные организации.

Мы столкнулись с феноменом: общественность достаточно активно ломала копья за каждую запятую, за каждое предложение в Стратегии, а затем и в Плане действий. Это была очень серьезная битва, и мы разработали качественный документ. Но когда дошло дело до анализа – насколько те, или другие законы соответствуют сути, или как некоторые положения положительно или отрицательно повлияли на достижение цели самой Стратегии, то общественные организации проявили низкую активность. Но от этого зависит, насколько Стратегия станет живым документом … “, – отмечает Чаплыга.

По словам экспертов, только около двадцати общественных организаций и независимых экспертов были активными со всей Украины.

После анализа эксперты сформировали рекомендации, в которых государству советуют прислушиваться.

Эксперты пока не хотят говорить о санкциях в отношении министерств или департаментов, которые не выполняют свои обязательства. Скорее речь идет о том, что несоблюдение прав человека плохо скажется на имидже страны.

Я не думаю, что премьеру понравится пренебрежение обязательными приказами со стороны определенных министерств“, – отмечает исполнительный директор УХСПЧ.

Эксперты отмечают, что главная цель мониторинга – не наказывать, а убедить, что от выполнения Плана действий выигрывают все – и общество, и общественные организации, и органы власти, в частности.

По словам Чаплыги, пока Уполномоченный по правам человека готовит проект письма Кабмину с предложением мотивации конкретных министерств и ведомств к более активным действиям в рамках выполнения Плана действий.

Мы опираемся на то, что премьер-министр и президент заинтересованы в создании положительного имиджа страны. И мы готовы провести рабочую встречу с ними, насколько важно выполнять Национальный план действий, это также и в интересах государства“, – рассказал Михаил Чаплыга .

Для нас важно, чтобы права человека стали неотъемлемой частью управления, а не воспринимались как нагрузка“, – добавил Аркадий Бущенко.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter