Украина в позиции страуса относительно ратификации Римского устава

Дата: 02 February 2015 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

2 января в аппарате Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) заявили, что Украина не должна ратифицировать устав Международного уголовного суда (МУС), пока то же самое не сделает Российская Федерация.

Юрисдикция МУС распространяется только на территорию государств, ратифицировавших Римский устав … Преследование российских властей, солдат и руководства Международным уголовным судом невозможно, поскольку РФ не является страной-участником Римского устава“, – говорится в заявлении информационно-аналитического центра СНБО, по заключению руководителя Владимира Полевого.

Представитель СНБО считает, что ратификация устава “будет использована русскими в пропаганде и для осуществления дипломатического давления на наше государство“.

В СНБО ссылаются на опыт российско-грузинской войны. Дескать, там суд рассматривает заявления от российских граждан. “Сейчас Международный уголовный суд рассматривает более 3000 обращений именно от россиян, которые получили российское гражданство в Южной Осетии и, вроде бы, понесли ущерб от действий грузинских властей. То есть именно русские (а не наоборот) выступают на стороне обвинения, а действия грузинской стороны расследуются судом. Преследование российских властей, солдат и руководства Международным уголовным судом невозможно, поскольку та не является страной-участником Римского устава. Конечно, Россия, которая сознательно дестабилизирует ситуацию в странах, которые “входят в сферу” ее национальных интересов, не собирается ратифицировать этот документ“, – говорится в записке информационно-аналитического центра СНБО.

Тем временем председатель фракции Блок Петра Порошенко Юрий Луценко на согласительном совете парламента отметил, что президентская фракция не поддержит подписание Украиной Римского устава.

Наша фракция не поддержит подписание Римского устава, который может быть использован против нас же в этой военной ситуации, может отвлекать военных государственных служащих, вообще все государство на совершенно прогнозируемые российские обращения в отношении нас в этом суде в тот момент, когда Российская Федерация туда не собирается вступать. Мы считаем это неправильным, не симметричным. Но принять решение ad hoc, как мы делали это по ситуации после расстрела Майдана, так же обратиться о признании юрисдикции Международного уголовного суда в преступлениях против человечности на территории украинского Донбасса – мы думаем, правильно“, – сказал Юрий Луценко.

Центр информации о правах человека поинтересовался реакцией украинских правозащитников относительно намерений власти отказаться от ратификации Римского устава.

Владимир Яворский, правозащитник

Во-первых, Международный уголовный суд расследует дела на территории стран, ратифицировавших его устав. Поэтому, если Украина ратифицирует устав, то могут быть расследованы любые международные преступления, совершаемые на нашей территории, независимо от того, ратифицировала ли Россия этот устав. Во-вторых, ратификация является обязательством в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС и не может быть следствием того, ратифицировала устав Россия или нет.

Заявления СНБО по использованию Россией МУС для пропаганды – это тоже самое, что говорить, что мы не заинтересованы, чтобы преступники сидели в тюрьмах, потому что они это используют для собственной пропаганды. Россия что угодно использует для пропаганды, а если чего-то не будет – придумает. Нам важно, чтобы преступники были в тюрьме, а не давали интервью. То есть, надо думать о правосудии, а не о собственном пиаре.

Если Украина не выполнит Соглашение об ассоциации, в этом случае формально ей ничего не будет, но последствия будут политическими, потому что Европа не сотрудничает с теми, кто не выполняет соглашений.

Сразу добраться до военных преступников непросто, но со временем, думаю, это будет возможно. В целом, сам факт завершения расследования и объявления определенных лиц в розыск – это очень серьезно. 

При ратификации устава целесообразно также единоразово признать юрисдикцию суда на 2014-2015 год. В целом логика непонятна: почему не ратифицировать устав, а подавать одноразовые декларации?

Александра Матвийчук, глава правления Центра гражданских свобод

СНБО надо досконально изучить, о чем свидетельствует грузинский опыт. Он свидетельствует, что, несмотря на активные действия России – представление материалов в МУС и попытки исказить факты – Грузия использует этот инструмент как едва ли не единственную возможность привлечь к международной уголовной ответственности конкретных лиц, виновных в совершении международных преступлений в ходе вооруженного конфликта.

Аналогичная ситуация в Украине. Да, мы знаем, что Россия документирует и готовит кипы материалов в Международный уголовный суд. Мы знаем, что российский авторитарный режим фальсифицирует факты или представляет их так, как им удобно. Но для Украины это не должно быть основанием, чтобы не выполнять свое прямое обязательство и не защищать своих граждан.

Если Украина не способна провести расследование на оккупированных территориях и привлечь виновных к ответственности, она должна использовать те инструменты, которые для этого пригодны. А не оправдываться невозможностью государственных органов, которые не способны правильно собрать и задокументировать международные преступления, совершенные пророссийскими организованными вооруженными формированиями и российской оккупационной властью в Крыму.

Я бы советовала СНБО не призывать парламентариев открыто саботировать выполнение международных обязательств, что выглядит очень странно в глазах всего мира, а направить свою конструктивную энергию для того, чтобы создать координационный центр при СБУ и привлечь туда представителей Минобороны, Генеральной прокуратуры, военной прокуратуры, МВД и других органов, и должным образом проводить документирование этих преступлений, что сейчас пытаются выполнять неправительственные организации. Тогда этот аргумент снимется сам собой.

Украина обязана защищать своих граждан и это прямая конституционная обязанность государства.

Российская пропаганда обязательно использует нежелание Украины проводить международные расследования в свою пользу. Вместо того, чтобы активно выступать и демонстрировать миру факты преступлений, призывать проводить международное расследование там, где она его не может провести самостоятельно, Украина занимает молчаливую, скромную позицию. Это выглядит не просто непонятным, но и автоматически ставит нас как страну в позицию страны-нарушителя. 

А относительно позиции на сайте СНБО, что “преследование российских властей, солдат и руководства Международным уголовным судом невозможно, поскольку та не является страной-участником Римского устава”, то советую членам СНБО читать Римский устав. Упрощу задачу, см. ст.12.

Роман Романов, директор программы “Верховенство права” Международного фонда “Возрождение”

Во-первых, я не знаю, каким образом они предусматривают остановить российскую пропаганду путем ратификации Римского устава, потому что мне кажется, ее настолько много, что вряд ли будет еще больше.

Во-вторых, я думаю, нельзя недооценивать работу юристов, то есть нет ничего заранее заданного, но юристы должны работать и для того существуют юридические механизмы.

В-третьих, я считаю, что синхронная ратификация Римского устава с Россией вообще не имеет никакого смысла, потому что нам важно признать территориальную юрисдикцию МУС. Поскольку речь идет о военных преступлениях, которые совершаются на территории Украины, то юрисдикция суда будет зависеть исключительно от того, признает ли эту юрисдикцию Украина. Потому что украинские военные на территории России никаких преступлений не совершают, насколько мне известно. Соответственно, если их совершают на территории Украины российские граждане, то для решения преследования могут использованы механизмы Международного уголовного суда. Мне не понятно, почему Украина не хочет этим воспользоваться. Мне кажется, что ответом на пропаганду должно быть надлежащее документирование военных преступлений, которые происходят.

Меня очень беспокоит заявление СНБО, потому что это может означать, что они должным образом не документируются Украиной. А это важно при любых обcтоятельствах. Если документирование военных преступлений не происходит, это – содействие безнаказанности и совершению преступлений в будущем.

Отказ от ратификации будет означать, что мы будем терять доверие со стороны ЕС, нашего основного партнера на континенте. 

Относительно преступлений российско-грузинской войны, то недавно было завершено предварительное расследование. Это действительно длилось шесть лет. Но, во-первых, нет никакого негативного опыта, так как МУС только начал полноценное производство относительно дел по Грузии. А во-вторых, нельзя измерять факты по количеству обращений или в тоннах бумаги. Надо обращать внимание на качество этих доказательств, материалов, которые передаются, и это напрямую связано с документированием, которое должно быть обеспечено украинской стороной.

Аркадий Бущенко, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека

У СНБО совсем неправильное видение. Речь о ратификации устава идет на протяжении 12-13 лет. Этот документ важен не только в условиях военных действий. Он важен для здоровья государства.

А то, что Россия документирует какие-то нарушения и есть эти факты, которые, как российские власти утверждают, являются преступлениями, или нет, то для этого и есть суд.

Украине никто не мешает ввести систему документации происходящего на востоке. Ее уже давно побуждают к этому, но никто этого не делает.

Прокуратура с удовольствием расследует дела о дезертирстве или иные нарушения, расходуя на это огромные ресурсы. Но ничего не делает для того, чтобы задокументировать нарушения прав людей и военные преступления, которые совершаются каждый день на востоке Украины.

Неспособность делать содержательное, правильное и эффективное расследование преступлений власть выдвигает в качестве причины, почему они не ратифицируют международный договор.

Международный уголовный суд – это субсидиарный орган. Он действует, когда национальный орган не справляется со своей задачей. А если есть преступления против человечности, которые не расследуются национальными судами, если национальные суды не способны наказать военных преступников, то только тогда начинает действовать МУС.

Наши руководители, СНБО частности, которые очень беспокоятся о создании независимого родного им правосудия, этими заявлениями признают, что у них на самом деле настоящая цель – создать суды, которые не будут наказывать преступников, если они “правильного” цвета. Им нужны суды, которые будут наказывать тех преступников, которые “неправильного” цвета. А Международный уголовный суд, который не смотрит на цвет, представляется им опасным. У меня подозрение: никакого независимого правосудия, по этим реформам, которые анонсируются властью и якобы внедряются, не будет. 

Такими заявлениями власти выдали себя с головой не только по МУС, но и относительно реформ в Украине. Они следуют древней украинской традиции, что правосудие должно быть только для врагов, а для друзей – льготы.

Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской правозащитной группы

Это совершенно некорректная точка зрения. Бесспорно, Римский устав необходимо ратифицировать. Между прочим, есть обязательства Украины, в соответствии с Соглашением об ассоциации ЕС, которое Украина подписала и ратифицировала в прошлом году. В ст. 8 Соглашения сказано, что стороны сотрудничают в укреплении мира и международного правосудия путем ратификации и имплементации Римского устава Международного уголовного суда и связанных с ним документов. Эта ратификация – договорное обязательство Украины, и государство должно ее выполнить.

У Украины – позиция страуса. Если к ней присоединиться, то сразу возникает впечатление, что Украине есть что скрывать, что есть какие-то грехи, и что она боится, что ее будут привлекать к ответственности, если она признает эту юрисдикцию. Это странно, ведь Украина не совершала преступлений против человечности.

Ратификация устава позволит расследовать преступления, которые сегодня совершаются на оккупированной территории Крыма и в Луганской и Донецкой областях. Тем более Украина не сможет обеспечить в этих регионах соблюдения прав людей, расследовать эти дела и привлечь виновных к ответственности.

У меня такое впечатление, что в СНБО пропагандируют такие вещи, потому что не понимают, о чем идет речь, и что такое Международный уголовный суд.

Украина нуждается в международной поддержке и понимании, а отказ от ратификации устава очень существенно затрудняет понимание мирового сообщества и поддержку, в том числе и получение оружия и т. д. 

Как бы там ни было, все равно преступления этого периода будут расследоваться международными институтами, тем же Международным уголовным судом. И уход от юрисдикции МУС только вредит Украине. 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter