Украине предлагают международный механизм в расследовании преступлений

Дата: 19 October 2015
A+ A- Підписатися

Бороться с международной преступностью лучше на местном уровне национальными органами с помощью международных экспертов, создав отдельный юридический механизм.

Об этом заявил экс-прокурор Нью-Йорка, бывший прокурор Международного уголовного суда (МУС) Джеймс Голдстон на круглом столе с участием общественных организаций и государственных органов.

Опыт показывает, что лучший путь преодоления международной преступности – это местный уровень, национальными органами власти той страны, где происходят преступления. На этом уровне можно легко получить доступ к потерпевшим, свидетелям. В этой стране люди говорят на одном языке… Вот именно такие процедуры на национальном уровне имеют наибольший уровень доверия и больше шансов привести виновных к правосудию“, – говорит Джеймс Голдстон, исполнительный директор правовой инициативы Открытого общества.

По словам эксперта, ответственность за расследование международных преступлений лежит на национальных органах, поскольку МУС имеет ограниченные ресурсы.

Даже если МУС делает все, что он может, это так или иначе затронет небольшую часть тех преступлений, происходящих в любой стране. Ибо суд имеет ограниченные возможности. Потому что он один, а один суд может сделать только определенную часть вещей. Поэтому основная ответственность – на национальных органах власти“, – передает слова Джеймса Голдстона корреспондент Центра информации по правам человека.

“Если безопасность этого не позволяет, то надо подумать, чтобы механизм работал за пределами страны. Но возникает вопрос, будет ли он централизованным или децентрализованным“, – говорит руководитель программы по национальному судопроизводству за самые тяжкие преступления правовой инициативы Открытого  общества Эрик Витт.

“Я бы очень не хотел, чтобы все эти дела рассматривались в суде, доверие к которому составляет около 5%. Очень не хотел бы, чтобы военные преступления рассматривались далеко от глаз мировых медиа, где-то в Мариуполе, Краматорске. Это должно быть здесь, в Киеве, под пристальным вниманием камер с максимальным вниманием и под объективами всех, кого это заинтересует“, – говорит директор программы “Права человека и правосудие” Международного фонда “Возрождение” Роман Романов.

Международное сообщество уже оказывало помощь национальным органам разными способами.

Мы видели, как в Боснии, бывшей Югославии после ужасной войны они попытались сделать так называемый смешанный механизм, в котором принимали участие международные, национальные прокуроры и судьи. Они вместе дали этому процессу достаточный уровень доверия, а также помощь международных экспертов, участвовавших в судебных процессах и проводивших расследование“, – объясняет Джеймс Голдстон.

В Камбодже был процесс другой модели, где международные судьи и следователи фактически начали работать в национальном суде, в котором большинство судей, прокуроров и следователей были камбоджийцами.

Эрик Витт считает, что Украина нужна помощь в расследовании коррупционных преступлений, как это было в Камбодже.

В Камбодже есть специализированная палата для военных преступлений и для коррупции, которая расследует эти преступления на высшем уровне. В обоих палатах участвуют международные эксперты. Возможно, Украине есть смысл подумать о такой модели в вопросе коррупции, включить ее в мандат“, – предлагает Эрик Витт.

Он упоминает также опыт Гватемалы, где создали специальную следственную комиссию, которая проводила параллельное расследование. Там дела слушались в гватемальських судах.

“Эта система также была очень эффективной в стране, где была огромная коррупция на самом высоком уровне, и где организованная преступность проникла на самые высокие ступени власти, и где были проблемы коррупции в судебной власти“, – рассказывает Эрик Витт.

“В Боснии работать начинали пять судей в палате. Из них трое были представителями международной общественности, двое – боснийцами. Со временем это изменилось, и большинство стало боснийскими судьями. А сегодня там все судьи являются представителями Боснии. Поэтому идея заключается в том, чтобы создать определенный институт с участием международных экспертов, которые сейчас будут выходить из него по мере усиления способности национального уровня, по мере того, как другие органы в стране могут брать на себя с достаточной мере объективность и профессионализм“, – объясняет руководитель программы института “Открытое общество”.

Эксперт не рекомендует Украине при создании механизма устанавливать временные рамки его действия. Подозреваемые в международных и коррупционных преступлениях будут препятствовать для его реализации.

По словам Эрика Витта, перед созданием такого механизма Украине следует определиться, будет она рассматривать преступления очень узкой группы злоумышленников или преступления тысячи злоумышленников. 

“Надо рассмотреть вопрос, как создаваемый механизм связывается с процедурами и работой Международного уголовного суда? Как это будет связано с расследованием сбивания малайзийского рейса MH17? Важно с самого начала думать о таких вещах“, – отмечает Эрик Витт.

Руководитель программы настаивает на обеспечении процессуальных гарантий для обвиняемых с разных сторон. Это повысит доверие даже среди тех слоев населения, которые скептически относятся к такому механизму.

Эксперты отмечают, что Верховная Рада должна признать такой механизм на законодательном уровне.

Должно быть заключено какое-то соглашение с ООН, чтобы создать такой механизм. Очевидно, это требует законодательного одобрения, приспособления к нынешним конституционным рамкам”, – говорит Эрик Витт.

Большинство народных депутатов проигнорировали круглый стол с участием международных специалистов. В нем приняли участие только Леонид Емец (Народный фронт), Светлана Залищук (Блок Петра Порошенко) и Георгий Логвинский (Народный фронт).

Напомним, в конце октября в Украину прибудут представители МУС, которые будут определять возможности рассмотрения материалов Украины по расследованию событий на Майдане и агрессии России.

Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав и тем самым не присоединилась к Международному уголовному суду как полноценная участница.

В 2000 году Украина подписала Римский устав, однако в следующем году Конституционный Суд постановил, что документ не соответствует Конституции Украины. Для этого необходимо внесение поправки в 124-ю статью Конституции.

16 января 2015 года народные депутаты зарегистрировали законопроект “О внесении изменений в статью 124 Конституции (о признании положений Римского устава)”. Однако, по словам депутата Виталия Куприя, инициатива тормозится президентом Украины.

Ратифицировать Римский устав Украина обязалась Соглашением об ассоциации ЕС с Украиной.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter