Украинские СМИ приглашают женщин как экспертов в 5 раз реже чем мужчин – исследование

Дата: 17 November 2017
A+ A- Підписатися

В украинских СМИ женщины как эксперты представлены в пять раз реже чем мужчины, а как героини – три раза реже. Чаще всего женщины комментируют социальные темы, выступают героинями криминальной хроники или “желтых” новостей, одновременно мужчины комментируют политические и экономические темы.

Об этом свидетельствуют результаты обнародованного сегодня мониторинга, “Института массовой информации” и “Детектор медиа” который они провели в октябре 2017 года по заказу Национального демократического института (НДИ), передает кореспонденка Центра информации о правах человека.

Во время мониторинга анализировался контент 8 общенациональных телеканалов, 10 всеукраинских интернет-изданий и 7 печатных изданий.

 

Согласно результатам исследования, меньше всего женщины представлены в интернет-СМИ – только в 13% новостей женщины выступают как героини и в 15% – как эксперты. В то время как мужчины были представлены в 87% новостей как герои и в 15% новостей в качестве экспертов.

Больше всего женщин-героинь в новостях интернет-СМИ было зафиксировано на сайте “Обозреватель” (25%), “ТСН.ua” и “Страна.ua” (по 16%); меньше всего – на “ЛигаБизнесИнформ” (5%), УНИАН (7%) и “Украинская правда” (9%).

При этом в более чем половине случаев (57%) женщины выступали героинями таблоидных материалов, новостей о криминале или чрезвычайных событиях (16%).

“Больше женщин-героинь привлекают на “таблоидных” сайтах, но это в основном “несерьезные” новости, вроде “ягодиц Ким Кардашян” или похудение Натальи Могилевской. Но такие сайты, как “Лига” или УП, “желтых “новостей в центральную ленту практически не ставят. Поэтому на этих сайтах представленость женщин как героинь ниже. И, конечно, влияет то, что в украинской политике женщин-ньюсмейкеров значительно меньше, чем мужчин”, – комментирует експерт ИМИ Елена Голуб.

Больше всего женщины представлены в печатных СМИ – это в 35% публикаций героини материалов, и в 22% – эксперты.

Больше всего женщин-героинь материалов оказалось в газете “Известия” (50%), меньше всего – в “Дне” (26%) и “КП в Украине” (29%). Чаще всего женщины выступали героинями в жизненных историях (23%), таблоидных материалах о шоу-бизнесе (17%), новостях о криминале или чрезвычайных ситуациях (15%).

Экспертов-женщин журналисты газет привлекали для комментирования лишь в 22% материалов. Больше всего женщин-экспертов было зафиксировано в газете “День” (33%), “Газете по-украински” (27%) и в “Фактах и комментариях” (26%). Чаще всего женщины комментировали области здравоохранения (24%) и образования (18%), или это были представительницы пресс-служб (18%).

На телевидении в среднем женщины как героини представлены в 34% сюжетов, а как эксперты – 20%.

Больше всего женщины как героини информационных сюжетов присутствуют на каналах “1+1” и “UA:Первый”, меньше всего – на “112 Украина”. Так, в новостях “1+1” процент женщин-героинь составил 45%, соответственно мужчин – 55%. Похожая тенденция и у “UA:Первый”, где в новостях – 41% женщин-героинь и 59% мужчин. На “112 Украина” женщины выступают в роли героинь только в 23% случаев, по сравнению с 77% мужчин.

Однако женщины опять же почти не упоминаются в “серьезных” материалах – политического, экономического направления, и в сюжетах о АТО.

Женщины преимущественно попадают в новости, если становятся жертвами несчастных случаев, насилия. А также изображаются в традиционных ролях – учительницы, домохозяйки, матери школьников, продавщицы, пенсионерки.

Самый высокий процент женщин-экспертов теленовостей было зафиксировано на “5 канале” (женщины – 26,6%, мужчины – 73,4%). Самый низкий – у “112 Украина” (женщины – 16,6%, мужчины – 83,4%). Женщины-эксперты чаще всего появлялись в сюжетах, посвященных социальным темам: комментарии давали представительницы государственных органов власти, руководительницы социальных служб, Пенсионного фонда, пресс-служб, правоохранительных органов, врачи, директора школ, представительницы общественных организаций. Экспертов-мужчин больше зафиксировано в новостях политического характера.

По данным исследования, женщин практически не приглашают в качестве гостей в студии социально-политических ток-шоу на центральных телеканалах.

В течение периода мониторинга было зафиксировано только 2 приглашения в студию женщин и 40 приглашенных мужчин. При этом в течение мониторинга телеканалы не пригласили в студию ток-шоу ни одной женщины-эксперта.

Женщинами, которые чаще всего упоминались в украинских политических новостях в течение периода мониторинга, оказались народные депутаты Ирина Геращенко, Оксана Сыроед и Ирина Луценко.

“У нас есть такой перекос, если СМИ придерживается журналистских стандартов, то женщины в нем вспоминаются где-то в 5% материалов, в то время как 95% приходится на мужчин”, – отметила во время презентации результатов исследования исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк.

“Журналисты часто сами не понимают, когда мы говорим на эти темы, какая же к ним претензия, они не понимают корня проблемы, и это означает, что надо проводить какую-то просветительскую работу, в том числе среди журналистов”, – убеждена исполнительный директор ОО “Детектор медиа” Диана Дуцик.

Председатель Комиссии по журналистской этике, журналист Андрей Куликов признал, что действительно часто в процентном соотношении не соблюдают редакции четких пропорций, часто в студии каналов или на радио приглашают мужчин, но это может быть потому, что просто так сложились обстоятельства, что именно этот специалист может лучше объяснить или прокомментировать тему и не всегда стоит из-за этого паниковать.

Председатель Комитета ВР по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмар отметила, что дисбаланс действительно существует одновременно сейчас на телевидении значительно больше женщин политиков и экспертов, чем раньше.

“Когда я работала журналистом на 5 канале, мы часто обсуждали, как избежать этого дисбаланса. И тогда стал вопрос, где искать для прямых эфиров ежедневных по различным вопросам экспертов самых разных сфер жизни”, – сказала она.

Эксперты ОО “Институт массовой информации” и “Детектор медиа” оценивали гендерный баланс в вечерних выпусках новостей на телеканалах “UA:Первый”, “Интер”, “5 канал”, “1+1”, ICTV, ТРК “Украина”, “СТБ”, “112 Украина”; в печатных изданиях “Факты и комментарии”, “Сегодня”, “КП в Украине”, “День”, “Газета по-украински”, “Вести”; интернет-изданиях “Украинская правда”, “ЛигаБизнесИнформ”, УНИАН, “Укринформ”, “Корреспондент.net”, 112.ua, “Страна.ua”, “Обозреватель”, ТСН.ua и “Цензор.net” со 2 по 8 октября 2017 года.

Мониторинг был проведен в рамках совместной инициативы Комиссии по журналистской этике, Института массовой информации, Института развития региональной прессы, кампании против сексизма “Уважение”, ОО “Детектор медиа” и социального проекта “50 процентов” при поддержке Национального демократического института (НДИ) и Координатора проектов ОБСЕ в Украине.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter