Война в цифрах и человеческой боли – эксперты в Варшаве назвали цену вооруженного конфликта на востоке Украины

Дата: 22 September 2016
A+ A- Підписатися

В течение двухлетнего вооруженного конфликта государство Украина не становится более человекоориентированным. С такими заявлениями выступили представители общественности в Варшаве, где до 30 сентября будет проходить ежегодное совещание ОБСЕ по человеческому измерению HDIM2016.

С места событий передает корреспондент Центра информации о правах человека.

Одним из ключевых вопросов мероприятия является вооруженный конфликт на Донбассе. Представители международных мониторинговых миссий и общественных организаций фиксируют тотальные нарушения прав человека – права на жизнь, свободу передвижения, доступ к медицинским услугам, права на образование и детство, и другие. По цифрам – тысячи трагических человеческих историй, говорят участники международной конференции.

Об экономии бюджета … за счет пенсий

Елена Лунева, Благотворительный фонд “Восток СОС” убеждена, что в течение двухлетнего вооруженного конфликта государство не становится более человекоориентированным.

“В частности, составление так называемых “списков СБУ”, куда вошли около 500 тысяч внутренне перемещенных лиц, им было остановлено предоставление социальной помощи. Причем, при каких обстоятельствах эти люди попали в списки тех, кто якобы никогда не выезжал из временно оккупированной территории или вернулся туда – непонятно. Среди них – значительная доля людей с инвалидностью, пенсионеры. Продолжается особый контроль за ВПО, например, привязка пользоваться только карточкой “Ощадбанк”. И если покупаются какие-то товары в интернете, делаются другие “нетипичные” расходы, сразу навешивается ярлык, что этот человек не нуждается в соцвыплатах”, – говорит Лунева.

Председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров добавляет: “Не так давно СБУ цинично отчиталась, что сэкономила украинскому бюджету 3,9 млрд гривен, которые были направлены на пенсии людям, проживающим на оккупированных территориях. Это заявление прозвучало на совместном заседании двух парламентских комитетов…”

О смертях, которых можно было избежать

К мониторинговой миссии Хельсинкского фонда по правам человека (Польша) присоединились представители 8 общественных организаций из 5 стран. Представительница Хельсинкского фонда Ольга Саломатова рассказывает, что в период мониторинга, с 15 по 27 августа, общались со многими людьми.

“В их словах – одна боль. На их просьбу мы оставались на ночь в поселках. Нам жители фронтовой территории, – а именно так они называли территорию у линии разграничения, – рассказывали, что именно ночью происходит самое, продолжаются обстрелы. Только за время нашего пребывания погибло два мирных жителя… Одна женщина погибла, лежа вечером в своем доме на диване, смотря телевизор… Шальная пуля. Когда позвонили в “скорую”, им ответили, что сейчас не могут приехать, потому что продолжается обстрел. Если местные привезут женщину на окраину села, только там ее смогут забрать в больницу. Как оказалось впоследствии, работает только одна “скорая” на несколько поселков. Люди чувствуют себя брошенными на произвол судьбы”, – говорит Саломатова.

По словам експертки, врачи констатируют повышение уровня смертности в результате сердечно-сосудистых заболеваний и болезней, связанных со стрессом.

“Есть совсем абсурдные ситуации, когда начисляются коммунальные платежи – свет, газ, вода – в тех домах, где уже полтора года нет ни света, ни газа, ни воды, есть только большая дыра в стене… А для государства эти люди яляются уже должниками”, – добавляет експертка.

Об участии детей в войне

Война на востоке Украины – это факт привлечения детей в вооруженный конфликт. Об этом заявила Анна Янова, Восточноукраинский центр общественных инициатив.

“В течение нашего 3-месячного мониторинга, по состоянию на 10 сентября мы зафиксировали 41 случай привлечения детей в военный конфликт на неподконтрольной территории. Это те дети, у которых мы могли установить возраст, кто и при каких обстоятельствах их привлек. По нашим данным, есть еще 31 случай привлечения детей в войну, однако еще мало информации. Дети воюют по разным причинам. Нередко их привлекают на недобровольной основе. Часто дети идут, чтобы иметь возможность получить пищу, другие – чтобы отомстить за своих родственников, некоторые – потому что в вооруженном формировании их родители, учителя…”, – прокомментировала Янова.

О разрушенных домах

Согласно данным мониторинга Харьковской правозащитной группы, только в Луганской области на подконтрольной Украине территории разрушено более 9 тысяч объектов, на восстановление которых потребуется около 9 млрд гривен. Об этом рассказывает представитель ХПГ Александр Павличенко.

“Среди разрушенных объектов только 800 жилых домов коммунальной собственности, на восстановление которых государство готово оказать финансовую поддержку. Что же касается 6 тысяч частных объектов – им помогают лишь международные фонды, например, Красный Крест, Датский совет беженцев, People in need и др. По нашим данным, на территории неподконтрольной Украине разрушено или повреждено около 10 тысяч объектов. На их восстановление потребуется примерно такая же сумма – 9 млрд гривен”, – говорит Павличенко.

Также эксперт отмечает, что часто расположения военных в гражданских объектах (как школы, дома культуры и т.д.) становится причиной обстрела этих помещений.

“К примеру, в Станице Луганская – едва ли не в самом разрушенном поселке – военные заняли центр, и для местных жителей – это закрытая зона. Они вынуждены обходить ее по периметру. Часто из-за этого поселок подвергается обстрелу…”, – добавляет эксперт.

О линии пересечения

На вопросы участников встречи, какие четкие рекомендации правозащитники предоставили бы государству, среди всего прочего речь шла о пропускной системе.

Левон Азизян с Благотворительного фонда “Восток СОС” отметил, что касается соблюдения прав человека на линии пересечения, то в первую очередь важно отменить пропускную систему – в ней нет никакого смысла с точки зрения обеспечения безопасности.

“В ситуации, когда этот вопрос не рассматривается, есть необходимость увеличить количество КПВВ. Причем, украинская власть даже готова это сделать. Так, в Золотом (Луганская область) уже полностью оборудован пропускной пункт, и готов к открытию хоть завтра. Однако боевики, так называемой, “ЛНР” не дают на это согласие. Также есть требование к государству разрешить движение пассажирского транспорта (автобусов, поездов)…”, – подчеркнул Азизян.

О необходимости законодательного урегулирования “войны”

Все также остается актуальной ратификация Римского статута, чтобы все военные преступления были расследованы, подчеркнул Валерий Новиков, представитель луганского правозащитного центра “Альтернатива”.

“Во-вторых, в законодательном поле Украины не хватает формулировок, что такое террористическая организация, террористический акт. Эти преступления в Украине расследуются совсем по другим статьям – разбой, грабеж, убийство. Затем нам самим будет трудно доказать международному сообществу, что это были именно преступления в результате террористических атак, и тем большей от страны-агрессора требовать компенсации…”, – добавил Новик.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter