Государство должно безотлагательно заниматься реабилитацией освободившихся из плена военных – правозащитники

Дата: 24 January 2017
A+ A- Підписатися

Государству недостаточно ограничиваться только документированием нарушений норм гуманитарного права при пытках пленных незаконными вооруженными формированиями. Оно должно заниматься реабилитацией и реинтеграцией людей, которые возвращаются после плена в мирную жизнь.

Об этом говорится в отчете Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) и Харьковской правозащитной группы (ХПГ).

Правозащитники напоминают, что коалиция “Справедливость ради мира на Донбассе” в рамках исследования “Пережившие ад” опросила 78 военнопленных. 68 были объектами жестокого обращения, 51 – объектами пыток. Вследствие пыток 45 пленных получили телесные повреждения. Хотя этот опрос не был репрезентативным, но и он указывает на факты серьезных нарушений, а следовательно и необходимость реабилитации жертв, говорят правозащитники.

Они указывают, что “действенная система социальной, в том числе психологической, реабилитации освобожденных людей и членов их семей” предусмотрена в Национальной стратегии в области прав человека, которую в 2015 году подписал президент Петр Порошенко.

В отчете говорится, что на сегодня освобожденные военные могут направляться лицами, которые их освобождали, в военные госпитали для лечения и прохождения обследования. В таком случае лечение осуществляется на общих основаниях, как, например, и лечение военнослужащих, получающих ранения в боях.

“Хотя и существуют механизмы оказания медицинской помощи для освобожденных военнослужащих, неопределенность их статуса сразу после освобождения может вызывать проблемы с фиксированием полученных в плену травм и своевременным лечением. Это приводит к несистематическому оказанию медицинской помощи всем лицам, которые в ней нуждаются, или невозможности воспользоваться всеми предусмотренными законом льготами, в том числе теми, которые предусмотрены статусом инвалида войны”, – пишут авторы отчета.

“Меня тогда около месяца не принимали на осмотр в части после плена, дали неправильно оформленный документ. И в госпитале… не хотели принимать, жалобы не слушали. Сделали мне больничный, у меня с собой есть вывод Военно-врачебной комиссии, но этот документ никогда не играл роли, когда я лежал в госпитале”, – цитируют правозащитники военнослужащего батальона территориальной обороны, которого освободили в декабре 2014 года.

Авторы отчета также отмечают, что освобожденные пленные сегодня претендуют на психологическую реабилитацию на общих основаниях как участники боевых действий.

В санатории для реабилитации военных направляют центры социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦСССДМ) или управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН). Активность работы областных центров в этом направлении зависит от наличия нормативных актов на местном уровне. А если такие программы и есть, то условия психологической реабилитации могут отличаться.

Правительство до сих пор не разработало нормативно-правовые акты, которые должны регулировать способ оказания психологической реабилитации для участников АТО на национальном уровне. Оно должно было разработать такие акты после того, как президент подписал указ “О дополнительных мерах по социальной защите участников антитеррористической операции” 18 марта 2015 года.

Этот документ обязывает Кабмин, в частности, создать центры помощи участникам АТО и привлечь к их работе представителей общественности.

Кроме того, правозащитники указывают, что получение психологической помощи осложняется из-за отсутствия самой информации о путях ее получения, слабую организационную работу командования воинских частей. Авторы отчета объясняют, что из 60 бывших пленных только двух опрошеных отправили на психологическую реабилитацию военной частью.

Также помощь осложняется из-за распространенных негативных стереотипов, которые часто связаны с определенной стигматизацией (клеймением) тех, кто обращается за такого рода помощью. Поэтому предложение пройти курс психологической реабилитации может даже отпугнуть часть военнослужащих.

“Существующая система обращения за психологической помощью, что в основном предусматривает получение статуса участника боевых действий, является недопустимо сложной ввиду того, что такая помощь может понадобиться срочно, а отсутствие ее может обойтись обществу в неоправданно высокую цену”, – отмечают авторы отчета и предполагают, что количество людей, которые обратились бы за психологической помощью, могло бы быть значительно выше, если бы доступ к такой помощи был бы облегчен.

Правозащитники УХСПЧ и ХПГ рекомендуют правительству ускорить создание межведомственной рабочей группы для регулярной фиксации и расследования фактов нарушения прав человека и норм международного гуманитарного права на временно оккупированной территории Украины и в районе проведения АТО. В эту группу должны войти органы государственной власти, правоохранительные органы, представители международных организаций.

Министерству здравоохранения, Министерству социальной политики, Министерству юстиции предлагается максимально гарантировать, чтобы жертвы вооруженного конфликта были окружены особым вниманием и заботой, чтобы избежать повторного травмирования их психики в ходе юридических и административных процедур, направленных на обеспечение справедливости и возмещения ущерба.

Напомним, по данным СБУ с начала вооруженного конфликта на востоке Украины из плена незаконных вооруженных формирования Донецкой и Луганской областей были освобождены не менее 3 084 человек. По состоянию на 24 января, СБУ отчитывается о 110 людях, которые до сих пор остаются в плену. Еще 490 украинцев считаются пропавшими без вести.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter