Сейчас мы должны воевать, а не ездить в Гаагу – Луценко

Дата: 27 April 2015
A+ A- Підписатися

Глава фракции Блока Петра Порошенко Юрий Луценко не отличает декларацию о признании юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) от ратификации Римского статута.

Это следует из его ответа на вопрос корреспондента Центра информации по правам человека, почему у Петра Порошенко нет воли ратифицировать Римский устав.

Мы частично ратифицировали Римский устав в части расследований на Майдане, а также преступлений, совершенных оккупационной российской армией на Донбассе“, – сказал Юрий Луценко.

На ремарку журналиста, что это не ратификация устава, а лишь частичное признание юрисдикции Международного уголовного суда, народный депутат не согласился. Он отметил при этом, что когда в Украине завершится война, тогда Украина сможет стать членом МУС, поскольку она будет в состоянии отвечать на возможные судебные иски со стороны Российской Федерации.

Сейчас мы должны воевать, а не ездить в суды и собирать доказательства. К сожалению, Украина менее готова к судам, чем наши оппоненты“, – сказал политик.

Верховная Рада уже дважды пыталась воспользоваться услугами Суда, применив статью 12.3 Римского устава. В частности, приняла декларацию о признании юрисдикции МКС: в феврале 2014 года – относительно событий на Майдане Независимости, и в феврале 2015 года – относительно событий, которые имели место в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации на востоке Украины.

Однако обе декларации признают юрисдикцию Суда только в установленные промежутки времени. 

Правозащитница из Центра гражданских свобод Ирина Думич говорит, что пользоваться статьей 12.3 Римского устава, то есть “услугами” Суда без ратификации Римского устава, исходя из практики работы суда, надлежит государствам с временным правительством или государствам, которые не имеют собственного правительства и не могут осуществить полного присоединения к МКС. 

Именно поэтому принятие указанных деклараций – это всего лишь обнаруженное желание государства воспользоваться международной институцией для осуществления правосудия и не является обязательством для МУС, ведь для этого нужна полная ратификация Римского устава. Такая позиция государства свидетельствует о желании власти применить избирательное правосудие“, – говорит Ирина Думич. 

Украина уже взяла на себя обязательство ратифицировать Римский устав (согласно статье 8 Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом), и, не выполнив это условие, ставит под угрозу ассоциацию Украины с ЕС. 

Напомним, в 2000 году Украина уже подписала Римский устав, однако уже в следующем году Конституционный Суд принял решение, что документ не соответствует Конституции Украины. Для ратификации необходимо внесение поправки в статью 124 Конституции.

16 января 2015 года народные депутаты зарегистрировали соответствующий законопроект “О внесении изменений в статью 124 Конституции (о признании положений Римского устава)”, однако документ блокируется сейчас в парламентском комитете по вопросам правовой политики и правосудия, который возглавляет депутат от Блока Петра Порошенко Руслан Князевич. 

Эксперт Международной федерации по правам человека из Швейцарии Алекс Презанти убежден, что расследование Судом преступлений, связанных с российской агрессией, привлечет очень широкое международное внимание к событиям, которые происходят, и вызовет осуждение людей, которые совершали преступления. 

Но самое главное – ратификация Римского устава выступит инструментом, который будет пугать тех людей, которые захотели бы совершить международные преступления в будущем. Наибольший успех Суда заключается не в количестве людей, которых он успел осудить, а в количестве людей, которых перспектива осуждения испугала” , – говорит Алекс Презанти. 

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская убеждена: поскольку Украина не может привлечь сейчас к ответственности международных преступников на востоке Украины, это может делать суд в Гааге. 

Что делать с другой стороной, которая убивает, пытает, нарушает какие-либо права человека, предусмотренные и украинской Конституцией, и международными стандартами, но при этом никакой ответственности не несет? Ратификация Римского устава для Украины – это единственная возможность привлечь их к ответственности. Потому что такое положение дел – это основание для МУС возбудить уголовное дело, ведь Украина не может провести расследование на оккупированных территориях”, – говорит Валерия Лутковская. 

Бывший Правительственный Уполномоченный Грузии в Европейском суде по правам человека Симон Папуашвили говорит, что, ратифицировав Римский устав, жертвы преступлений во время российско-грузинской войны найдут справедливость благодаря суду в Гааге. 

Недавно у меня была встреча с новым прокурором МУС и его командой. Мы получили информацию, что в этом году будет открыто расследование по поводу преступлений российско-грузинской войны. Это то решение, которого мы ждали семь лет. Ожидания от этого высокие. Мы надеемся, что суд выдаст ордер на арест Владимира Путина, который непосредственно сам руководил военной операцией на территории Грузии“, – говорит Симон Папуашвили.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter