Ни один украинец не застрахован от политических преследований в России и Крыму – правозащитница

Дата: 20 January 2016
A+ A- Підписатися

Никто из украинцев не застрахован от политических преследований, находясь в России или в оккупированном Крыму.

Об этом заявила правозащитница Евромайдан SOS Александра Матвийчук, представляя отчет “28 заложников Кремля”.

“В отчете фигурируют не только люди, которые известны своей ненасильственной борьбой против оккупации или общественной активностью, но и самые обычные граждане Украины. Они никогда не занимались никаким активизмом. Надо быть честным: ни один гражданин Украины, который живет в России или посещает эту страну и временно оккупированный Крым, не застрахован от такого рода политических преследований. Никто не застрахован от того, что именно его жизнь и судьбу следственный комитет Российской Федерации использует как инструмент ведения этой войны”, – цитирует правозащитницу корреспондент Центра информации по правам человека.

Александра Матвийчук указывает на то, что уголовные дела украинцев сфальсифицированы и содержат иногда абсурдные обвинения.

“В перечисленных делах 28 заложников Кремля имеются многочисленные нарушения прав человека и отсутствует доказательная база. Людям предъявляются абсурдные обвинения, например изнасилование восьми женщин, чтобы ухудшить демографическую ситуацию среди русскоязычного населения; прицельное метание камня по мотивам идеологической ненависти к работникам правоохранительных органов или поджог окна и двери площадью 5 кв. см, которые, по версии следственного комитета, якобы должны были сорвать оккупацию Крыма Российской Федерацией”, – перечисляет правозащитница.

Представитель фонда “Открытый диалог” Андрей Осаволюк считает, что 28 дел – это может быть лишь верхушкой айсберга.

“Количество украинцев, которые столкнулись с политически мотивированными преследованиями со стороны российских правоохранительных органов, может быть значительно больше. Особенно сложной является ситуация в Крыму, где возможности правозащитников по сбору информации о преследованиях сильно ограничены. В данном контексте хотелось бы обратиться к представителям украинской власти с призывом не забывать, что крымчане являются гражданами Украины и нуждаются в защите государства на всех возможных уровнях”, – отмечает он.

По данным правозащитников, по меньшей мере в трети случаев российские силовые органы применяли различные виды пыток (например, электрический ток, удушения, психотропные вещества, подвешивание за различные части тела, лишение сна, психологическое давление и т.д.) к украинцам, заключенным по политическим мотивам в РФ. Им также отказывали в квалифицированной медицинской помощи, что наносило непоправимый вред их здоровью.

Наиболее показательными в этом смысле правозащитники приводят дела Олега Сенцова, Геннадия Афанасьева, Николая Карпюка, Станислава Клиха, Александра Костенко, Сергея Литвинова, Юрия Яценко и Богдана Яричевского.

Почти всем задержанным долгое время отказывали в консульской и независимой юридической помощи. В отдельных кейсах это продолжалось больше года. А что касается содержащихся людей в оккупированном Крыму – то там общение с украинскими консулами невозможно по определению.

“У войны есть информационное измерение. Именно поэтому после длительных периодов замалчивания с каждого дела отчетливо наблюдается медийный пропагандистский компонент и Россия начинает изобиловать сообщениями о преступлениях, которые сделали эти люди”, – говорит Александра Матвийчук.

Правозащитники отмечают, украинцы является частью кампании создания из образа украинцев “террориста”, “шпиона”, “убийцы” и “внешнего врага” – с целью “оправдать противоправные действия России в Крыму и на Донбассе, запугать жителей оккупированного полуострова, посеять атмосферу страха и ненависти к украинцам”.

Отчет “28 заложников Кремля” объединяет всю известную информацию об украинцах, заключенных по очевидным политическим мотивам в России и оккупированном Крыму.

В нем содержатся кейсы Надежды Савченко, Станислава Клиха, Николая Карпюка, Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева, Александра Чирния, Александра Костенко, Хайсера Джемилева, Юрия Ильченко, Эскендера Кантемирова, Эскендера Емирвалиева, Талята Юнусова, Ахтема Чийгоза, Али Асанова, Мустафы Дегерменджы, Эскендера Небиева, Руслана Зейтулаева, Нури Примова, Рустема Ваитова, Ферати Сайфулаева, Сергея Литвинова, Богдана Яричевского, Юрия Яценко, Валентина Выговского, Юрия Солошенко, Виктора Шура и эстонца Эстоне Кохвера. По мнению правозащитников, кейс последнего заключенного свидетельствует, что может таким образом преследовать не только украинцев, но и граждан стран ЕС.

 

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter