#Зрады и #победы 2016 года

Дата: 29 December 2016 Автор: Николай Мирный
A+ A- Підписатися

Мировые вызовы 2016 сделали “post-truth” (с англ. – постправда) словом года в Оксфордском словаре английского языка. Постправдой характеризуют обстоятельства, в которых на формирование общественного мнения факты влияют меньше, чем эмоции или личные убеждения.

Центр информации о правах человека решил поинтересоваться, а какой “постправда” стала для Украины. Мы попросили правозащитников/ц и экспертов/ок вспомнить уходящий год, и отметить самые большие #зрады и #победы в правозащитной сфере.

МАЛОВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ

Мария Ясеновская

Мария Ясеновская, президент Харьковского областного фонда “Общественная Альтернатива”

#Победы Мы все живые, свободные, работаем и у нас периодически выходит преодолевать проблемы.

Важной победой для нас стало признание пыток с украинской стороны в отношении пленных. Это было признано на уровне правозащитного сообщества, так и власти. Я не вижу со стороны государства отрицания проблемы. Наоборот – бурная реакция на заявления правозащитников свидетельствует о том, что проблема признается.

#Зрады Одно из крупнейших поражений – недостаточная консолидация правозащитного сообщества. Было недостаточно коммуникации между правозащитниками.

В какой-то момент мне стало понятно, что у правозащитников нет действенных и быстрых рычагов влияния на власть. То, что мы обсуждаем в правозащитной рассылке, откровенно недостаточно. Нужны изменения в правозащитной общности.

Нужны группы быстрого реагирования на существующие проблемы. Необходимы различные площадки для коммуникации, которые бы пересекались между собой. Нужны личные встречи, где можно было бы пообщаться, узнать, кто, что делает. В этом году Центр гражданских свобод проводил правозащитную НЕконференцию. Это был аналог бывших Форумов прав человека, которые, к сожалению, последние несколько лет не проводились.

Но самое главное – нужно вырабатывать механизмы влияния на власть. Надо быть откровенными: все заявления никого особенно не интересуют. Наши антипремии хоть и задевают за живое, но не влияют так, как бы мы этого хотели. Кулуарные переговоры иногда работают, но это не правозащитный метод. Не надо полагаться на человека, который заявляет, что решит проблему, – даже если такой человек “свой”. Над решением проблемы должны работать несколько человек, должно быть взаимное доверие, открытость и понятность действий.

ГОД БЕЗ ИСПРАВЛЕНИЯ СУДЕБНЫХ ОШИБОК

Андрей Диденко

Андрей Диденко, правозащитник Харьковской правозащитной группы

#Победы Уголовно-исполнительная система потихоньку меняется к лучшему. Это происходит благодаря изменениям в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса. Места лишения свободы открываются для правозащитников, представителей общественности и СМИ, увеличивается количество визитов без предупреждений. Я, к примеру, в этом году посетил без предупреждения около 30 учреждений разного уровня безопасности. Избиения в местах несвободы становятся редкими, а если происходят, то сразу становятся публично известными.

#Зрады У нас как в прошлом, так и в этом году отсутствовал справедливый суд и права на пересмотр произвольных приговоров. У нас осталась та же прокуратура, которая от имени Украины пишет позорные обвинения без всякой мотивации. Это действительно возмущает, когда в суде, выступая от имени государства, человек совсем некомпетентно себя ведет.

ЕДИНАЯ БАЗА ЗАДЕРЖАННЫХ ЛЮДЕЙ

Юрий Белоусов

Юрий Белоусов, руководитель Экспертного центра по правам человека.

#Победы Для меня создание полицейского офиса омбудсмана является победой. Хотя пока рано говорить о существенной эффективности, но там работают умные люди, и уже есть наработки, вроде введения электронного учета задержанных лиц.

Подобный учет сейчас тестируется на базе Киевского изолятора временного содержания и впоследствии будет распространена. Это даст возможность регистрировать в единой базе задержанных лиц. Она еще лучше тем, что в любую минуту можно онлайн зайти в любую камеру, где содержится человек, и посмотреть, в каких условиях он содержится. Эту база постоянно требовал как Европейский комитет против пыток, так и украинские правозащитные организации.

#Зрады Во время реформы пенитенциарной системы в последний момент вне договоренностей с общественностью собираются создать следственные подразделения. Этого не было даже в Советском Союзе. Это подразделение должно расследовать преступления, которые происходят в пенитенциарных учреждениях. Это вообще является бессмыслицей и личным предательством министра юстиции Павла Петренко.

Подразделение создается при Министерстве юстиции, что вообще нарушает принципы работы уголовной юстиции. Если оно будет расследовать преступления, то будет возникать вопрос объективности. Преступления должны расследовать правоохранительные органы, не причастные к пенитенциарной системе. Не будет выходить наружу информация о преступлениях, которые там совершаются.

ПРОПАГАНДА ВМЕСТО СВОБОДЫ СЛОВА

Владимир Чемерис

Владимир Чемерис, председатель правления ВОО “Институт Республика”.

#Победы В Украине восстановилось массовое протестное движение. Летом вышло 30 тысяч человек против повышения коммунальных тарифов. Это было самой большой после Евромайдана акцией протеста.

#Зрады Принятие так называемого закона о цензуре, согласно которому Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания имеет право проверять контент телеканалов и радиостанций на сепаратизм. А в случае, если он обнаружит таковой, то соответственно штрафовать или закрывать их.

Власть таким образом нарушила принцип свободы слова. У нас нет свободы слова, у нас есть пропаганда. А тот, кто выражает другую точку зрения, последует судьбе ивано-франковского журналиста и блогера Руслана Коцабы или будет убит, как Олесь Бузина.

НАГЛОСТЬ СБУ

Евгений Захаров, председатель Харьковской правозащитной группы

Евгений Захаров

#Победы Моя личная победа этого года – освобождение аккордеониста Игоря Завадского. Я занимался много этим делом. Его и его концертного директора Андрея Бригида арестовали по обвинению в растлении несовершеннолетних. Они находились в СИЗО с 23 февраля 2012 года. Подольский райсуд приговорил его к 13 годам лишения свободы, а Бригиду – к семи.

Мы предоставили нашего адвоката Анну Литвин, представлявшая изначально интересы Бригиды, а затем – Завадского. После долгого рассмотрения дела апелляционный суд отменил приговор первой инстанции и вернул дело на новое рассмотрение, и оставил их под стражей. А в июне, когда суд первой инстанции начал рассматривать эти дела заново, Завадского 13 июня отпустили, взяв его на поруки. Андрей Бригида вышел раньше по “закону Савченко”.

Уже 30 июня он играл первый концерт. Он играл даже лучше, чем до заключения.

Сейчас на судебные заседания первой инстанции никто не появляется: ни так называемые потерпевшие, ни свидетели. Дело полностью разваливается. Я уверен, что это дело полностью сфальсифицировано.

Сегодня он дает концерты пока в Украине. Он на свободе и это главное.

Кстати, у него 20 января в 19.00 будет концерт в день его рождения в киевском Доме актера. Он играет абсолютно волшебно.

#Зрады В этом году меня больше всего возмущало поведение СБУ, в частности, в вопросе экстрадиции искателей убежища. Это полная “зрада”. Как возвращать людей в страну происхождения, когда им там грозят пытки или смерть. Они прекрасно осознают опасности для беженцев, но все равно продолжают настаивать на экстрадиции, указывая на демократичность стран, откуда искатели убежища приехали.

Есть версия, что за каждую голову беженца СБУ платят деньги. Об этом писал мне в комментариях в Facebook бывший Уполномоченный Украины по делам Европейского суда по правам человека Борис Бабин.

Можно говорить, что часть офицеров СБУ по-прежнему находятся в сговоре с ФСБ. А что можно подумать, если они действительно действуют вместе?

Нам прекрасно известны утверждения о незаконности пребывания в Украине нескольких участников добровольческих батальонов. Некоторые даже имели вид временного пребывания в Украине, получили ранения, воюя за Украину. Государственная миграционная служба нам уже откровенно говорит, что им такую рекомендацию дает СБУ.

А вот история с гражданином России с Омска Владимиром Радюком. Его заставили ехать на подготовку в Ростов, а оттуда переправили к боевикам незаконного вооруженного формирования Донбасса. Он не хотел воевать против Украины и решил сдаться. Что и сделал, прихватив с собой две МК.

В Украине его обвинили в участии незаконного вооруженного формирования, незаконном полученные оружия и лишили свободы на четыре года. Ему еще во время следствия трижды предлагали обмен в пользу ДНР. Он выбрал плен в Украине, чем волю в ДНР.

Радюк подал документы на получение статуса беженца в Украине, сейчас судится с Государственной миграционной службой. Он уже обжаловал приказ Министерства юстиции об экстрадиции. Суд стал на его сторону, ведь нельзя экстрадировать, пока не закончится процедура получения статуса беженца.

К нему приехал офицер СБУ вместе с российским военным офицером. Но я думаю, что это был сотрудник ФСБ. Они начали уговаривать его на обмен. Он категорически отказался, а русский говорит: “Отказывайся – не отказывайся, мы тебя все равно заберем через Киев”.

Как это российский офицер мог приехать через всю страну в колонию и требовать в Радюка, чтобы он согласился на обмен. Это не укладывается в голове!

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПОДДЕРЖИВАЛА БЕЗНАКАЗАННОСТЬ

Роман Куйбида

Роман Куйбида, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ.

#Победы Я бы назвал победой начало обновления Верховного суда, введение частных исполнителей, создание Общественного совета добродетели, который принимает в этом конкурсе участие. Может быть откат с полномочиями совета. Но важно, что задан определенный старт. Это не значит, что старт обернется успехом, но успех невозможен без этого старта.

#Зрады Высший совет юстиции и Высшая квалификационная комиссия поддерживала в этом году безнаказанность в Украине. Система дисциплинарной ответственности судей не сработала. Она не дала тех результатов, которые ожидали и которые должны быть обязательно. Высший совет юстиции покрывал судей, которые должны быть уволены.

Жаль, что Высшая квалификационная комиссия судей через два года после Евромайдана не создала резерв судей, которых можно назначать. А она должна была это сделать.

ДИАЛОГ О РАЗВИТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – УЖЕ ПОБЕДА

Олена Шевченко

Елена Шевченко, председатель общественной организации “Инсайт”.

#Победы В Украине все же происходит какой-то диалог о постепенном развитии прав человека и нет закручивания гаек.

#Зрады Наибольшей изменой я бы назвала голосование за законопроект о противодействии домашнему насилию, когда депутаты изъяли слово “гендер” из текста документа и когда из-за этого была ссора в парламенте.

Это было самым большим парадоксом и разочарованием года.

ВНО ШРИФТОМ БРАЙЛЯ

Аксана Филипишина

Аксана Филипишина, представитель Уполномоченного по вопросам соблюдения прав ребенка, недискриминации и гендерного равенства

#Победы Трудно выделить какое-то конкретное дело среди огромного количества обращений, поступающих в Офис Уполномоченного. Каждое производство, как свой ребенок.

В этом году нам удалось добиться нового приказа Министерства образования и науки об условиях ВНО 2017 для детей с инвалидностью. Теперь для них продлевается на полчаса прохождение ВНО, должны оборудовать дополнительное освещение. А с 2018 года тесты ВНО будут напечатаны шрифтом Брайля.

В сфере дискриминации победным оказалось реагирование Уполномоченного после событий во Львове вокруг Фестиваля равенства. Полиция вынуждена была по представлению Уполномоченного проанализировать недостатки своей работы, ведь во Львове пострадали люди и было нарушено их право на мирное собрание. В Киеве этого уже не произошло, и Украина не находилась в поле зрения международных и отечественных организаций как страна, которая не обеспечивает права человека.

В этом году Конституционный суд признал неконституционной ту норму, которая обязывала религиозные организации получать разрешение на проведение своих публичных обрядов в то время, как другие мирные собрания происходят путем уведомления власти.

#Зрады Сожалею, что нельзя использовать телефонное право. Это дает люфт для негражданских нарушать права ребенка. К примеру, орган опеки, имея все негативные выводы, не имея согласия ребенка, все равно отдает ребенка в семью, где есть злоупотребления спиртными напитками, где есть неблагополучие. Это происходит только потому, что когда-то на эти вопросы влияли СМИ. Но мы все равно контролируем, обжалуем в суде решение, которое не в интересах ребенка. Ты не можешь снять трубку, превысить тем самым свои полномочия, а должен строго соблюдать законодательство. Это отнимает время и не очень хорошо отражается на судьбе ребенка и его правах.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖУРНАЛИСТОВ

Людмила Панкратова, медиа-юрист Института развития региональной прессы

#Победы Для свободы информации в этом году был знаковым старт е-декларирования. Этот инструмент наряду с другими открытыми реестрами позволяет все время иметь возможность доступа к информации о декларантах и их имуществе.

#Зрады По-прежнему в Украине не расследуются избиения журналистов. Безнаказанными остаются преступления против журналистов во время Революции Достоинства, и в дальнейшем журналистов продолжают “прессовать”.

В суде уголовные дела не всегда заканчиваются приговорами. Чтобы переломить тенденцию, здесь бы помогло отслеживания каждого конкретного дела и общее общественное давление.

ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ-КРЕПОСТНЫЕ

Николай Козырев, Общественный комитет защиты конституционных прав

#Победы Война всегда отменяет право как таковое. Она регулирует общественные отношения с помощью оружия и часто происходят тяжкие преступления. Она разделила Украину на два сегмента. Там, где происходят боевые действия, есть заложники, военные преступления, внесудебные расправы, совершаются пытки как над военными, так и над гражданскими.

Положительным в 2016 году было документирование международных преступлений коалицией общественных организаций. Такие организации, как Украинский Хельсинский союз по правам человека, Харьковская правозащитная группа, Восток SOS, Центр гражданских свобод и другие организации делали серьезную работу, чтобы эти преступления не были забыты и легли на стол Международного уголовного суда, а военные преступники были найдены и осуждены так, как это было после событий на Балканах.

#Зрады На мирный сегмент жизни война также наложила отпечаток. Посмотрите на государственный бюджет. Он предусматривает крупные ассигнования на оборону, но незначительные на помощь жертвам войны, в частности участникам войны. Они до сих пор несут огромные сложности, чтобы получить государственное обеспечение и льготы.

Мы, правозащитные организации специально работали, предоставляя помощь участникам АТО, чтобы они получили статус участника боевых действий. Во многих случаях это добровольцы. Наша власть отстает по делам с интересами граждан.

Переселенцы так и остались одной из дискриминируемых социальных групп в стране. Это недопустимо с точки зрения конституционного права. У них осталось нарушенным основное право – право на собственность. Многие уехавшие из неподконтрольных правительству территорий, потеряли свое жилье или не могут им распоряжаться. А государство ничего не делает, чтобы решить эту ситуацию.

Есть мировой опыт, например, в Бразилии. Государство могло бы выкупить имущественные права этих граждан, – но для этого в стране нужно определиться со статусом вооруженного конфликта, – а после этого предъявить счет агрессору.

Переселенцы также дискриминируются по месту жительства. Правительство приняло акт, по которому они привязываются к месту жительства. Если проверка не застанет переселенца дома, он может потерять социальные выплаты. Это крепостное право в новом формате.

СУД В ГААГЕ НЕ СУПЕРМЕН, НАДО РАБОТАТЬ

Николай Мирный, журналист Центра информации о правах человека

#Победы “Yes, мы это сделали”, – сказал президент Петр Порошенко на церемонии накрытия защитным конфайнментом старого саркофага Чернобыльской АЭС. Это была больше, чем победа года. Чернобыльская атомная электростанция теперь сто лет не будет “терроризировать” мир.

Я в жизни не думал, что буду пить шампанское на месте, где похоронены 200 тонн остатков ядерного топлива, 43 тысячи кубометров высокорадиоактивных отходов и 4 тонны радиоактивной пыли.

#Зрады Самым большим разочарованием была отсрочка членства Украины в Международном уголовном суде (МУС). С подачи того же Петра Порошенко Украина может ратифицировать Римский статут суда в Гааге только через три года. Почему? Адекватных обоснований не было и это раздражало.

2016 так и не принес украинцам единой и эффективной системы расследования международных преступлений, которые происходят в Украине. Но этому уже как-то и не удивляешься, когда видишь, как легко под конкретного человека в Украине можно изменить законодательство. В этом году выглядело так, что генпрокурор Юрий Луценко использовал Международный уголовный суд для своего пиара. Но как говорится: “Если нет реальных дел, не поможет и PR-отдел”.

Мне также странной представляется позиция, чтобы суд в Гааге расследовал за незадачливых правоохранителей преступления, но при этом, чтобы Украина не становилась членом Международного уголовного суда и не платила членских взносов. Такого не бывает. МУС – не супермен, и PR-отдел Юрию Луценко здесь не поможет.

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter