Только провокация, или Как провести эффективную общественную акцию. Инструкция от Yes Men

Дата: 28 March 2017 Автор: Ольга Падирякова
A+ A- Підписатися

Группа Yes Men – канадские активисты, которые сводят акции за спасение окружающей среды до максимальной провокации, привлекая так максимум внимания к проблеме.

Участник группы Шон Девлин на мастер-классе “Yes Lab: брейнсторминг творческих идей” в рамках правозащитной программы фестиваля Docudays UA рассказал, как проводить такие акции.

ПРОВОЦИРОВАТЬ НА ПУБЛИЧНУЮ РЕАКЦИЮ

Шон предложил аудитории общие принципы планирования акций. Для иллюстраций он приводил примеры экологических интервенций, но этот алгоритм может быть использован для любых правозащитных мероприятий.

Цель акции – заставить того, кого избрали мишенью, продемонстрировать реакцию в публичном пространстве. К тому же акция должна быть подготовлена так, чтобы политик, чиновник или владелец корпорации, демонстрируя реакцию, вынужден был выбирать между плохим вариантом и еще худшим. То есть мишень должна в любом случае получить антирекламу.

По такому принципу группа Yes Men организовала акцию на пресс-конференции премьер-министра Канады, который давал разрешения на увеличение добычи нефти в океане, несмотря на нарушение экосистем и опасное влияние на климатические изменения.

“Премьер-министр имеет самую дорогую охрану. Но мы купили в сэконд-хэнде костюмы официантов, и под видом официантов прошли мимо охраны, и под видом официантов вышли на сцену к премьер-министру, чтобы подать ему воду.

Мы вытащили плакат с надписью “Климатические изменения”. Нас забрала охрана. Но с этого события вышли заголовки вроде “Вот так Канада реагирует на климатические изменения”.

То есть мы заставили нашу мишень отреагировать. Но в этой ситуации любая реакция была ей не на пользу. В этом случае они нас убрали, а если бы позволили остаться, мы бы публично сообщили негативную для правительства информацию о вреде нефтедобычи.

Итак, при подготовке акций надо всегда продумывать, как создать такую дилемму для вашей мишени”, – рассказывает Шон Девлин.

6 ТОЧЕК ДЛЯ ИНТЕРВЕНЦИИ

Шон рассказал, как в Yes Lab планируют акции. В первую очередь, выбирается место акции или место интервенции. Такие места они разделяют на 6 типов.

1.Точка производства

Это место, где находится источник проблемы. Это может быть место добычи нефти, завод по производству чего-то вредного и тому подобное.

2.Точка потребления

Это место, где вредный продукт, или продукт вредного производства продается и где ожидается лояльность покупателей.

В случае с корпорацией Shell – это заправки, где продается бензин.

Шон вспомнил об акциях Greenpeace, когда активисты переодетые белыми медведями, блокировали заправки Shell. Поэтому полицейским приходилось задерживать… белых медведей.

 

3.Точка разрушения

Это место, в котором наносится наибольший вред от продукта или производства.

Ярким примером акции в точке разрушения, по мнению Шона, являются заседания Кабинета министров Мальдив в 2009 году, проведенное под водой в аквалангах. Заседание должно было привлечь внимание к повышению уровня мирового океана.

4.Точка предположения

Это не физическое место, а место, где люди находятся под давлением пропаганды или рекламы. Также это может быть мероприятие, на котором политики говорят, что все хорошо, когда “хорошо” таковым не является.

Шон Девлин рассказал об акции Yes Lab относительно нефтяного пятна на побережье Канады. Представители власти вышли на пресс-конференцию, чтобы заявить, что загрязнения нет и все чисто. В то же время активисты поднесли к ним найденые на берегу загрязненные нефтью предметы и предложили коснуться.

Чиновники испуганно шарахались от протянутых камней и кусков деревьев.

5.Точка потенциала

Это место или мероприятие, которое дает большую аудиторию и большое количество внимания.

Здесь Шон напомнил об интервенции Greenpeace на церемонии награждения победителей гонки “Формула 1”, которую спонсировала компания Shell. Активистам удалось заранее попасть на место проведения церемонии и рядом с рекламой Shell разместить баннер о том, что нефтедобыча вредит Антарктике. Кроме того, в момент награждения, когда все взгляды и камеры были направлены на пьедестал, перед пьедесталом возникли радиоуправляемые баннеры о спасении Антарктики, которые “бежали” от охраны, которая пыталась их убрать.

Еще одним примером интервенции в точке потенциала, стал случай с британским экоактивистом по организации Plane Stupid. Активисту вручал награду премьер-министр.

Активист сначала думал просто отказаться от награды, но потом решил использовать событие для привлечения внимания к экологическим проблемам. Он налил в карман суперклей, опустил туда руку и во время поздравления с премьер-министром приклеился к нему. И тем самым активист имел больше времени, чтобы рассказать премьер-министру об изменениях климата.

“Мы не можем отмахнуться от глобального потепления, как вы не можете отмахнуться от моей руки”, – сказал активист премьеру.

6.Точка принятия решения

Место, где принимается решение, которое может повлиять на проблему.

Шон Девлин показал на слайде зал Верховной Рады Украины, сразу добавив, что это лишь формальное место принятия решений. Ведь на самом деле, по его мнению, дела решаются в кабинетах, гостиницах и других неофициальных местах.

“Вы сами должны узнать, где это”, – добавляет он.

СНИМАТЬ

“Мы заметили, что важную роль для успеха акции играет присутствие прессы, распространение фото и видео. А что делать, если пресса не присоединилась?”, – звучит вопрос из аудитории.

“Да, пресса очень важна для акций, но, чтобы не быть от нее полностью зависимым, надо иметь собственные СМИ. А также снимать свои акции и распространять в сети как фильмы”, – говорит Шон.

Причем важно, чтобы “люди, которые будут делать видео, были частью подготовки к акции. Потому что это должно быть настоящее кино, а не стрим с мобильного телефона друга, которого накануне попросили прийти и что-то поснимать”.

“А теперь, пожалуйста, разбейтесь на группы и, даже если вы друг друга не знаете, попробуйте за 15 минут спланировать акцию в точке потребления”, – поощрил Шон Девлин.

Слушатели мастер-класса колебались лишь несколько секунд, а затем развернулись к ближайшим соседям, чтобы договориться о теме. И уже через указанное время представили простые и яркие идеи акций. Среди них – и фейковые сайты для борьбы с хаотичной и вредоносной застройкой города, и благодарность от людей на инвалидных колясках за надземные переходы, и фейковые новости для борьбы с манипуляциями в СМИ, и блокирование фирменного магазина “Нашей Рябы” в костюмах гигантских кур…

Попробуйте и вы!

Поділитися:
Якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter